Тренер Ромуальд Зигмунд: Из Королевы спорта – в падчерицу… 11

Беседа с Ромуальдом Зигмундом – тренером по легкой атлетике с 1964 года.

В последнее время регулярно появляются сообщения о новых стадионах в Латгалии (Екабпилс, Вишки, Илуксте). Вот и в Резекне «обнова»: на август 2016-го там запланированы старты на кубок Союза легкоатлетов Латвии.

Лет пятьдесят говорят о необходимости иметь стадион и у нас, но всегда находятся веские причины переключиться на другую тему, сменить «пластинку». Увы, мы в ауте: главным городским начальникам стадион не нужен, они убеждены – он не нужен никому из нынешнего поколения горожан. Мнение специалистов из Управления спорта – побоку. Не иначе, советники «напели», что в плане крупного строительства ничего предпринимать не надо, больше пользы будет от простой и понятной горожанам инициативы – экономить на спорте.

Ромуальд Зигмунд: - Честно говоря, какая сейчас происходит реорганизация – я понять не могу. Что касается стадиона, то легкоатлеты его заслужили. Игорь Казанов в недавнем прошлом был четырехкратным чемпионом Европы в барьерном беге; стайер Арнольд Бейнарович более 30 раз становился чемпионом Латвии; Юрий Граудс, Ольга Левковец (Дукшинская), Волдемар Пинка – были в сборной профсоюзов СССР. Чемпионом СССР был Вячеслав Кочерягин, его результат в беге на 400 м – до сих пор рекорд страны. Мариан Зигмунд на чемпионате Европы среди молодежи в беге на 400 м с/б финишировал пятым. На последних Олимпийских играх (в Лондоне) стартовал даугавпилчанин Дмитрий Юркевич. Воспитанница Виктории Марковны Гекиш прыгала в длину на 6 м 30 см…

- Среди перечисленных – и твои ученики. Вспомни: тренируя их, ты в обязательном порядке пользовался секундомером?

- Конечно. Но ныне, поскольку стандартного круга нет, он мне не нужен. А целенаправлено тренировать скоростные качества или выносливость, ориентируясь не на результаты контрольных пробежек отрезкков на 100, 150 или 250 метров, а на расстояние «от березы до сосны», – невозможно. Из года в год мы, тренеры, теряем профессиональные навыки и умения, и это сказывается на качестве работы. Так, не жалуя нас, тренеров, руководители города выказывают безразличие к судьбам молодых людей. У Ивана Андреевича Мальцева есть талантливый барьерист Игнат Белогрудов, но он не имеет возможности бегать 110 м с барьерами – нет такой дистанции в наших краях. Девушки (не говоря уже о юношах) не имеют возможности прыгать в длину или тройным с полного разбега – нет такого сектора в «даугавпилсской природе». Подрастает в городе способный дискобол – нет сектора (круга) для метания.

- Что кардинально изменилось в тренировочом процессе за последние годы?

- Мы потеряли массовость. Еще в 90-е годы на чемпионате Латвии мы с Валмиерой боролись за второе место – первыми традиционно были рижане (там работало около 20 тренеров). В то время у всех тренеров была возможность 2-3 раза в неделю заниматься в школьных спортивных залах. Я, например, был в 11 и 15 ср. шк. – ОФП, игры, гимнастика, упражнения с отягощениями. Мы в этих залах были самостоятельны в выборе средств, а дети очень любили игровые тренировки. По лесу набегаемся, а потом еще и играем в волейбол, футбол и др. Но потом администрация решила сэкономить на залах, и нас всех загнали в манеж – само собой, игровые тренировки упразднились. Опытные педагоги понимают ущербность такого подхода, особенно на начальном этапе. Сейчас в манеже не много играют – лишь дети Анатолия Казакевича (он чень хорошо занимается с начинающими), хотя они и мешают порой.

- Тогда и тренеров работало гораздо больше…

- Здесь легко проследить: после каждого тренера по легкой атлетике, который по тем или иным причинам уходил из ДЮСШ (Ромуальд Юркевич, Дайна Малина, Виктория Гекиш и др), принимались тренеры другой специализации. В основном – борцы. Так, исподволь из Королевы спорта легкую атлетику превращали в падчерицу.

- Сейчас тренеры по легкой атлетике рвутся за пределы региона – не только соревноваться, но и просто элементарно тренироваться.

- Вроде, заключен договор об аренде с Илуксте, договориться можно в Вишках, в Екабпилсе пускают на стадион по дружбе – но это 200 км пути. Соревноваться надо обязательно ездить в Литву, Эстонию, Лиепаю, Кулдигу, а это, порой, по три ночевки и пять дней суточные – недешево. Но можно реально сэкономить, поехав на своей машине и договорившись лишь о компенсации горючего. Однако Управление спорта обязывает нас пользоваться только общественным транспортом. А рядом с нами коллеги из других самоуправлений на своих машинах приезжают: они мобильные, им удобно, да и общественные денеги экономят.

- Это ясно – они опасаются ревизионной комиссии В. Пянковского – те всегда готовы зафиксировать очередное «нарушение». И о разговорах об экономии. Как известно, за 40-секундное видеообращение г-на Лачплесиса 8 марта Дума заплатила 1270 евро. Для сравнения: за два рекламных ролика общей продолжительностью около 12 минут, где рассказывается о всех 16 видах спорта, культивируемых в ДЮСШ, было заплачено 500 евро. При этом создатели трудились над ними около пяти месяцев.

Комментировать 11