Пресс-обзор: Борьба за русские души, русофобия в Латвии 192

Baltnews.lv

Борьба за русские души

До сих пор латвийский официоз и национал-патриоты в основном высказывались о том, как побыстрее заставить русских детей учиться на неродном для них языке. Радикальный метод предложил на днях руководитель Комиссии Cейма по гражданству, миграции и сплочению общества, депутат от Национального объединения Илмарс Латковскис:

- По всей видимости, правильнее было бы начинать с детсадов. Это был бы более естественный путь к латышизации образования.

Депутат поделился: "От латышских родителей я слышал, что они не хотели бы, чтобы их дети учились в одном классе с русскими детьми. Все эти вопросы надо обдумать".

Последние заявления о негражданах (русскоязычных, русских) жестко откомментировала Сеть. О том, зачем "латышскому правительству понадобились русские души", высказался известный блогер seva_riga на своей странице в Живом журнале:

"Сегодня с утреца узнал, что правительству Латвии позарез требуется моя душа. Во всяком случае премьер Латвии Марис Кучинскис об этом заявил прямо и недвусмысленно: "В настоящий момент в Латвии идет борьба за души русскоязычных" (звучит почти как "за души язычников", не правда ли?).

А так как премьер Латвии Марис Кучинскис ни фига не пастор, а совсем даже наоборот, то чисто методом исключения из двух вариантов, становится понятно, от чьего имени он и все его правительство ведет борьбу за души русскоязычных.

Уверенность в своем успехе Марис черпает в истории 25-летней давности, когда ему и тому, от чьего имени он борется, уже один раз удалось их купить. Тогда его сладкоголосый предшественник уже пообещал русским кисельные реки и молочные берега в "нашем и вашем доме" и призвал отдать ему свои души, проголосовав за выход Латвии из состава СССР.

И русскоязычные клюнули. Польстились на рассказы про зарплаты и пенсии "как в Швейцарии", одним словом, на то самое злато, которое (читайте Священное Писание) в результате оказывается черепками… Заход на русскоязычные души был произведен грамотно - по всем правилам обольщения. Одна только формулировка на референдуме чего стоила:

"Хотите ли видеть Латвию демократическим независимым государством? Страной равных возможностей, в которой уважаются права каждой личности и всех национальностей?" Да или нет?

Согласитесь, очень сложно на такой вопрос ответить "Нет". Особенно 25 лет назад, когда у тебя нет никакого политического опыта и никакой информации, кроме трелей Горбачева, Яковлева и местных "соловьев независимости", выводящих рулады "за нашу и вашу свободу!". Одним словом, дело было сделано, и количество душ русскоязычных, достаточных для торжества "ни фига не пасторов", было им продано.

Далее все случилось строго по христанским канонам. Священное Писание тут оказалось точным даже в мелочах. Сразу после продажи своей души на референдуме о независимости Латвии, русскоязычные лохи получили лишение гражданских прав, отстранение от даже символического участия в приватизации и паспорта с надписью Aliens, в английском языке соответствующем понятию "Инопланетянин".

С тех пор прошло четверть века, и не было среди этих 25 лет ни одного дня, когда бы латышская элита не пыталась на...ать на голову продавших свою душу русских половчее и пообильнее, прекрасно моделируя предстоящие в аду муки грешников, виновных в третьем смертном грехе (сребролюбии), и старательно вводя их в 4-й и 6-й смертный грех (печаль и уныние). И среди этих 25 лет не было ни одного дня, когда бы русскоязычные лохи не каялись в своем грехе, прекрасно понимая, что два раза в одну реку не войдешь и фарш обратно уже не провернешь.

Die Welt

Даугавпилс и Резекне глазами немца

Журналист ежедневной немецкой газеты Die Welt Алан Позенер побывал в Прибалтике и сделал свои выводы о жизни в прибалтийских республиках.

Как обстоят дела по эту сторону северо-восточной границы ЕС? Как там живется людям? Кем они себя ощущают - скорее русскими или скорее европейцами? Они склонны к сближению с Путиным или все же с Западом? - такие вопросы волновали журналиста перед поездкой. Ведь от всего этого что-то зависит и для Европы. Позенер совершил тур от Таллина – через Нарву и Тарту в Эстонии, Резекне и Даугавпилс – в Латвии до Вильнюса в Литве. “Это не развлекательная поездка, но она все же доставляет удовольствие”, - пишет он. И останавливается на проблеме прибалтийских неграждан:

“Большинство приехало на Балтику в годы советской оккупации, осели там как рабочие при Сталине и его последователях. Большинство из них осталось, когда эстонцы, латыши и литовцы четверть века назад добились независимости.

Так, в ЕС оказалось свыше миллиона граждан, родной язык которых - русский, и которые живут в балтийских республиках большей частью без гражданства. Факт, который едва ли известен кому-либо в Центральной Европе, но который делает это восточное побережье особенной туристической целью для всех, кто интересуется историей, политикой и будущим Европы. А также для тех, кто опасается имперских амбиций российского президента Владимира Путина”.

Однако в Резекне путешественник увидел, что “у людей - более насущные проблемы, чем преодоление забвения прошлого. В центре досуга Zeimuls, жемчужине постмодернистской архитектуры, воспитательница Дана, у чьей семьи латышско-польские корни, организует креативный досуг во второй половине дня и в каникулы для латышских и русских детей и подростков: рисование, лепка, музыка, танцы. Группы всегда смешанные, «и дети находят общий язык», рассказала Дана немцу. Успешный проект. Всего лишь у 12% русских в Резекне «фиолетовые паспорта», характеризующие своих владельцев как «неграждан».

То ли дело наш Даугавпилс, где “замалчивание прошлого”, однако, тяготит. В Даугавпилсе, прежнем Двинске, на родине американского художника Марка Ротко, где до войны 44% населения составляли евреи, а сегодня проживают 53,6% русских и лишь 19,8% латышей, вопрос о месте нахождения пресловутого гетто вызывает лишь пожимание плечами. Братские могилы для расстрелянных в здешних лесах евреев обозначены табличками как памятники «жертв фашизма»; там, где раньше над павшими возвышались серп и молот, ныне покоится крест, но нигде не видно звезды Давида”.

“Недалеко, на Украине, Россия Владимира Путина пытается разбудить демона и использовать его, чтобы снова разрушить Европу. Однако русские Прибалтики, постепенно отворачивающиеся от этнического национализма к Западу, являются, как и все эти «незавершенные» республики на северо-востоке ЕС, символом того, что времена меняются”, - сделал вывод после поездки журналист немецкой газеты.

Latvijas avīze

Латвию нельзя упрекнуть в слепой русофобии

“Во времена, когда на территории бывшего СССР до сих пор идет борьба за название улиц, мы необычайно толерантны”, - считает обозреватель LA Юрис Лоренцс.

“Ни Ригу, ни другие города Латвии нельзя упрекнуть в «войне названий» или в слепой русофобии. Мы быстро распрощались с улицами Маркса, Энгельса и Ленина, но никому и в голову не приходило переименовать, к примеру, улицу Пушкина.

Такая толерантность, скорее всего, объясняется тем, что латвийское общество перестало верить примитивной «магии слов» и поняло, что на самом деле в государстве есть много более важных проблем, чем смена названий улиц. Поэтому от появления улицы Пикуля на карте города рижанам ни жарко ни холодно, большинство их вовсе не заметит это событие”, - комментирует он решение о появлении в столице улицы знаменитого писателя. И считает, что в Риге должна появится улица Веры Мухиной:

“На мой взгляд, если кто-либо из деятелей русской культуры поистине заслуживает, чтобы его именем была названа если не улица Риги, то хотя бы небольшой сквер, - то это рижанка, родившаяся в семье оптового торговца Московского форштадта скульптор Вера Мухина. Автор скульптуры «Рабочий и колхозница» и дизайнер стакана «граненка» знаменита также тем, что в послевоенные годы спасла от сноса наш Памятник Свободы”.

Комментировать 192