Минблаг продолжает «доказывать» обоснованность закрытия «Калкун» 26

Как уже ранее сообщал портал Gorod.lv, министерство благосостояния озабочено тем, какая информация появляется в СМИ о закрытии центра социального ухода "Калкуны".

Ранее представители министерства прислали в редакцию дополнения к первоначально предоставленной информации, заявив, что изменения в "Калкунах" – НЕ печальная новость. Ознакомившись с информацией, редакция портала отправила в министерство ряд вопросов, чтобы выяснить причины и последствия такого внезапного решения о закрытии центра.

Приводим вопросы редакции и ответы министерства благосостояния.

Вопрос №1: Почему решение о закрытии «Калкун» не принимал ни предыдущий министр Аугулис, ни министр Винькеле?

Ответ: Перемены в филиале "Калкуны" являются лишь одной составляющей частью в более широком процессе деинституционализации, а этот процесс как раз поддерживали оба Вами упомянутые министра. Деинституционализацю, которая необходима для обеспечения семейной среды всем детям, которые находятся вне семьи, а также взрослым с отклонениями, начала министр Илзе Винькеле. Под её руководством были созданы и в 2013 году приняты Кабинетом министров "Основные указания для развития социальных услуг 2014 – 2020". Процесс продолжил министр Улдис Аугулис, под его руководством были созданы правила Кабинета министров, согласно которым сейчас действует министр Янис Рейрс.

Конкретные филиалы, в которых произойдёт реорганизация были выбраны согласно упомянутым правилам КМ. Время реорганизации выбрано согласно финансовым возможностям. Именно сейчас, и до 2022 года Латвии доступны средства фондов ЕС, чтобы создать альтернативы.

Вопрос №2: Каково примерное финансирование не центр «Калкуны» в год?


Ответ: Из бюджета Государственного центра социального обслуживания Латгале на филиал "Калкуны"  на 2016 год выделены 1 765 675 евро.

Вопрос №3: Как вы объясните политическую последовательность (в документах планирования политики) рациональных решений, когда при всех предыдущих министрах в центр вкладывать значительные финансовые средства (за последние 6 месяцев минимум 300 тысяч евро) и планировалось привлечь дополнительное финансирование, в том числе ЕС?


Ответ: В ремонтные работы филиала "Калкуны" в 2016 году планируется вложить 135 667 евро.

Деньги в улучшение вкладываются во все центры социального обслуживания до тех пор, пока там живут люди. Даже если центр в будущем планируется закрыть, там всё равно нужно проводить разные работы, чтобы помещения соответствовали условиям, не унижающим человеческое достоинство.

Филиал "Калкуны" планируется закрыть до конца 2019 года, т.е., через 2,5 года. Это значит, что вложения этого года будут важны для обеспечения качества жизни людей, которые там проживают. В свою очередь сами здания нужно содержать в порядке, чтобы после закрытия центра их можно было наиболее эффективно передать для дальнейшего использования.

Вопрос №4: Как вы объясните то, что ранее планировалось закрыть филиал «Лубана», но после вступления Я. Рейрса в должность «жребий закрытия» вдруг выпал «Калкунам»?


Ответ: Исторически в ходе проекта планировалось закрыть один филиал в каждом регионе. "Лубану" не выбрали из Видземе, так как филиал Аллажи всегда был в худшем состоянии. Соответственно, выбора между филиалами "Лубана" и "Калкуны" никогда не было.

В свою очередь филиал "Калкуны" был выбран для закрытия по объективным причинам (дети не могут жить в одном центре со взрослыми; а здания филиала долгосрочно не могут быть использованы, так как находятся в плохом техническом состоянии и требуют слишком больших вложений).

Комитет по правам детей ООН 29 января 2016 года в своей резолюции выразил неодобрение по поводу того, что подростки часто проживают в одних центрах социального обслуживания со взрослыми, а в "Калкунах" вместе со взрослыми проживали не только подростки, но и младшие дети.

Вопрос №5: В какие другие центры могут быть перемещены клиенты (дети) «Калкун», если подобных центров больше нет ни в Латгалии, ни в Видземе? Соответствует ли действительности информация, что за счёт закрытия «Калкун» Минблаг заполнит свободные места в центрах Риги?


Ответ: Согласно приоритетам, латгальские дети должны остаться в Латгалии. Филиал "Калкуны" будет реорганизован до конца 2019 года, соответственно до того времени самоуправления, которые поселили детей в "Калкуны" могут создать альтернативные центры в своих городах т.е., в Латгалии.

Дополнительно, министерство благосостояния планирует создать профессиональные приемные семьи (начиная с 2018 года), а для детей, которые не попадут в семьи, привлекая финансирование ЕС, будут предлагаться услуги социальной реабилитации, а также дневные центры для того, чтобы родители могли оставить детей на дневное время суток и продолжить работу.

Несмотря на это, если действительно кому-то из детей не удастся найти новый дом в Латгалии, дети из "Калкун" смогут продолжать получать услуги в рижских детских филиалах "Рига" и "Плявниеки", а дети от 4 лет - в филиале "Балдоне". Нужно отметить, что и в этих филиалах планируется постепенно сокращать количество детей, чтобы обеспечить им более индивидуальный уход.

Важно учесть, что два из реорганизуемых филиалов,"Тейка" и "Калкуны", будут реорганизованы, так как с 2002 до 2016 год на 65% уменьшился спрос на государственные услуги для детей.

Вопрос №6: Есть ли в вашем распоряжении информация, что оценка здоровья клиентов «Калкун» в основном соответствует 4-у классу, и именно в 2008–2010 годах в результате реорганизации сюда были перемещены самые тяжёлые клиенты, которые фактически не будут адоптированы, не будут возвращены в общество и не будут социализированы? Более того, непонятен формальный подход к различию детей и взрослых. Проживающие в «Калкунах» взрослые ничем не отличаются от детей и остаются детьми в своём духовном и физическом развитии.


Ответ: Государство оплачивает долгосрочное лечение в центрах социального обслуживания и реабилитацию детям с очень тяжелыми функциональными отклонениями, кроме сирот до 2 лет, а также взрослым с очень тяжелыми душевными отклонениями. Это относится ко всем центрам социального обслуживания.

Центр "Латгале"  работает в прямом подчинении министерства благосостояния и за работу отчитывается напрямую министерству. Соответственно в министерстве есть информация о ситуации в центре как на сегодняшний день, так и исторически.

Также мы осознаем, что в Латвии, к сожалению, редко усыновляют тяжело больных детей. Поэтому министерство сейчас думает о возможных альтернативах, например, профессиональных приёмных семьях.

Вопрос №7: Есть ли в вашем распоряжении информация о том, что попечительницей для проживающих в центре детей до 18 лет является директор Латгальского филиала Государственного центра социального ухода М. Григане, а для детей после 18 лет попечителями являются сотрудники центра? Получило ли Министерство благосостояния заключения и оценки врачей, Сиротского суда о том, в интересах ли каждого клиента перемещение его из цента в другое место проживания? Не свидетельствует ли отсутствие этих заключений о том, что решение министерства принято не в интересах клиентов (детей)?


Ответ: Система, когда доверенным лицом детей становятся работники центра, в силе во всех государственных центрах социального обслуживания, и "Калкуны" не являются исключением, это не особая инициатива работников "Калкун".

35 статья Закона о сиротских судах и правила КМ №291 от 3 июня 2003 года гласят, что, если у ребёнка, проживающего в центре социального обслуживания нет доверенного лица, то им становится руководитель институции. В свою очередь 335 статья Гражданского закона говорит, что доверенное лицо для взрослых выбирает Сиротский суд, учитывая также мнение больного, если больной может его сформулировать.

Вопрос №8: О каких именно устаревших зданиях с 3-миллионными вложениями идёт речь? В распоряжении журналистов есть материалы, которые свидетельствуют об очень хорошем техническом состоянии центра, в том числе со стороны экспертов.


Ответ: Здание центра нужно утеплять, нужно построить систему водостоков, продолжать улучшать жилые помещения. Это всё долгосрочные вложения, без которых здания нельзя будет использовать. Важно, что на территории "Калкун" в критическом состоянии находится историческое здание поместья, и хоть оно и пустует, может стать угрозой для жителей "Калкун".

В то же самое время министерство благосостояния заботилось о том, чтобы помещения, в которых сейчас живут и в ближайшее время ещё будут жить люди с особыми нуждами, были бы в хорошем состоянии. Если бы так не было, мы не могли бы допустить проживание людей в центре.

Так как филиал "Калкуны" находится в государственной недвижимости, то нужно обеспечить сохранение государственного имущества, обеспечив его состояние на таком уровне, чтобы самоуправление далее могло использовать здания для обеспечения услуг социального обслуживания.

Вопрос №9: В своём письме вы указали, что дети смогут жить в Латгалии и, учитывая поддержку ЕС, будут созданы семейные дома, дневные центры, приёмные семьи. В связи с этим следующие вопросы. Когда и при каких обстоятельствах это обсуждалось самоуправлениями Даугавпилса и Даугавпилсского края? Какое предусмотрено финансирование на эти цели? Готовят ли самоуправления хотя бы наброски для создания таких центров, семей и домов? Как поступит Минблаг, если самоуправления такие центры, семейные центры не будет создавать? Планирует ли Минблаг самостоятельно создать семейные дома, дневные центры в Латгалии? На чей баланс после закрытия «Калкун» передадут здания и землю?


Ответ:

1) Вопрос обсуждался уже давно, но договора о сотрудничестве с самоуправлениями Даугавпилса и Даугавпилсского края заключены 11 апреля 2016 года и 5 мая 2016 года, соответственно. Этими договорами самоуправления обязуются создать альтернативные формы социального обслуживания для латгальских детей, которые не живут в семьях, и для больных взрослых.

2) Конкретный объём финансирования каждому самоуправлению будет известен только тогда, когда во всём Латгальском регионе будут выявлены нужды людей и принято совместное решение, какие альтернативные формы обслуживания создадутся в каждом городе.

На сегодняшний день общий объём финансирования для всего Латгальского региона составит примерно 16 762 893 евро (8 278 914 ESF un 8 483 979 ERAF).

3) В ходе проекта все самоуправления сначала идентифицируют, что именно нужно латгальским людям (сколько детей, сколько взрослых, и какие индивидуальные нужды каждого). Сейчас эта информация оценивается. Когда будут получены результаты, самоуправления вместе примут решение, где и какие услуги будут предоставляться, чтобы услуги не дублировались. Только тогда самоуправления смогут начать готовить проекты для привлечения денег фондов ЕС.

4) Самоуправления обязались такие услуги обеспечить, а министерство окажет всю необходимую поддержку. Важно, что именно для создания дневных центров могут быть выделены средства из государственного бюджета.

5) Это пока не решено, но землю и здания могут передать в управление самоуправлению Даугавпилсского края или Министерству финансов. Министерство благосостояния активно сотрудничает с самоуправлением, стараясь найти возможность передать здания для обеспечения социальных услуг.

Вопрос №10: Оценивало ли министерство аспекты интересов и прав человека людей с душевным расстройствами в связи с принятием конкретного решения? Какие альтернативы, в прямом смысле этого, слова Минблаг предложит, чтобы предотвратить нарушения таких прав человека как сохранение социальной среды для детей (друзья, социальные группы, жилое помещение, личные вещи и т. д.), право жить ближе к дому и встречаться со своими родителями, связь с социальными работниками, которые стали семьёй (и крёстными родителями), связь с Латгальской католической церковью и т. д.?


Ответ: Весь проект деинституционализации создан исходя из прав человека - мы начали этот проект, чтобы сделать лучше жизнь детей и взрослых. Конвенция детских прав ООН предусматривает, в первую очередь, обеспечение семейных условий проживания для детей, которые сейчас живут вне семей. Конвенция ООН о защите прав людей с инвалидностью подразумевает обеспечение жизни в равных условиях как и другим людям, обеспечив им: (1) возможность выбирать место жительства, где и с кем жить, и право не быть принуждёнными жить в определённых условиях, (2) доступность разных необходимых услуг на дому без изоляции из общества, (3) доступность наибольшего количества публичный объектов и услуг.

Что касается детей, исследования показывают, что жизнь в больших институциях негативно влияет на здоровье и развитие детей. Каждому ребёнку необходимо индивидуальное отношение и любовь - и это не могут дать ни хорошо отремонтированные помещения, ни другие материальные средства.

В ходе проекта деинституционализации родители детей получат достаточную поддержку и смогут вырастить детей сами. Сегодня из-за недостатка инфраструктуры и услуг родители вынуждены расставаться со своими детьми, отправляя их в специальные центры. 

Вопрос №11: Почему плана относительно будущего сотрудников нет сейчас, и почему он будет принят только в процессе реорганизации (закрытия центра)?

Ответ: Центр планируется закрыть во второй половине 2019 года, соответственно только сейчас начинается планирование альтернатив в регионе, и реально планировать будущее работников пока не возможно.

После закрытия центра работники соответственно их квалификации, по мере возможностей, смогут работать в том же центре или в другом. Тем работникам, которые не захотят работать в каком либо из центров, с работоустройством поможет Агентство занятости.

Также работникам будет предложена возможность переквалифицироваться согласно востребованным специальностям и пожеланиям самих людей.

Комментировать 26