Пресс-обзор: судьба Европы и Латвии, донор ЕС, отдых в Турции 19

Latvijas avīze

В Турции решается судьба Европы и Латвии

В конце прошлого года и за этот год, кажется, не было и дня, чтобы в СМИ не появлялась какая-то новость из Турции.

Сирийские беженцы, попавшие в Европу через территорию Турции, теракты, взрывы, недавняя попытка переворота и аресты его сторонников… Не слишком ли это много для одного государства за короткий промежуток времени? И вот последняя новость: Эрдоган отправился к президенту России Владимиру Путину «каяться в грехах», а именно – в том, что осенью прошлого года был сбит российский военный самолет.

«Порой может показаться: какое дело Латвии до всего этого? – пишет публицист издания Latvijas avīze (LA) Юрис Лоренц. – Однако дело есть. Потому что именно в Турции в настоящее время в большей степени решается судьба Европейского континента, а значит, и Латвии. Турция – огромное, стремительно растущее экономически и демографически государство с населением 80 миллионов человек, которое расположено почти по соседству.

Сейчас Турция переживает драматические перемены. Похоже, длившийся почти 90 лет эксперимент Ататюрка со «светским, европейским исламом» близится к завершению. То, чего сейчас хотят сами турки, – это больше ислама. На это указывает также неудавшийся путч армии – простой народ его не поддержал. Но это довольно плохой сигнал для всего исламского мира, потому что Турция была примером светского исламского государства.

Турция по-прежнему балансирует на грани гражданской войны – как из-за униженных и изгнанных из армии генералов, так и из-за курдского сепаратизма. Но в случае такого конфликта в Европу устремятся уже не тысячи, а миллионы беженцев. В надежде, что этого не произойдет, Турции обещан безвизовый режим «завтра к обеду» и вступление в ЕС в отдаленном будущем. В свою очередь, это уже может необратимо повлиять на культурную идентичность «старой доброй Европы». Во всяком случае, Европа изменится, и это произойдет именно из-за Турции».

Состоявшуюся на прошлой неделе встречу Путина и Эрдогана пресса уже успела окрестить визитом «султана» к «царю».

«О том, что мы в реальности имеем дело с двумя восточными цивилизациями, хотя они сами называют себя «европейской Россией» и «светским исламом», косвенно свидетельствует протокол приема Эрдогана в Санкт-Петербурге, – считает Лоренц. – Он был элегантным и, в то же время, виртуозно мстительным. Эрдоган был принят в Константиновском дворце (тонкое напоминание о древнем названии Стамбула), к тому же, не в каком-то другом, а в Греческом зале. И это можно считать указанием на столь популярный в царской России миф о Москве как о «Третьем Риме» (вторым был греческий Константинополь). Незадолго до самого визита в прессу было слито сообщение, что часть своего полного сожаления письма Путину – как раз ту часть, которая содержит слова извинения – Эрдоган якобы написал по-русски».

Правда, на переговорах никакого огромного прогресса достигнуто не было. Как будто не было. Путин заявил, что Россия немедленно возобновит туристические чартерные авиарейсы в Турцию. Эмбарго на турецкие товары будет отменяться уже медленнее. Намного серьезнее новость о том, что возобновлены переговоры о строительстве газопровода из России в Турцию. А это, в свою очередь, не очень приятная весть для Украины, экономику которой поддерживает, в частности, плата за транзит российского газа.

«Но о чем на самом деле говорили султан с царем? Кто знает… Восток остается Востоком — непрогнозируемым, хитрым и таинственным», – заключает LA.

Ir

Пусть взрывают – зато билет дешевый!

Примерно так думают латвийские туристы, когда находят в интернете горячие путевки по акционной цене в те места, где недавно были теракты или где есть потенциальный риск террористических взрывов.

Кития Тигуле, много лет возглавлявшая Ассоциацию туристических агентов и операторов Латвии, в интервью журналу Ir рассказала, что спустя совсем немного времени Париж и Брюссель, в которых были совершены теракты, вновь начали пользоваться спросом у туристов, желающих посетить эти города. «Терроризм стал частью нашей жизни. Вопрос лишь в том, в каком городе будет его следующая цель», – сказала Тигуле, возглавляющая также предприятие туристических технологий Amadeus в Латвии.

 По ее словам, данные свидетельствуют, что три летних месяца — это время, когда люди забывают о несчастьях и собираются отправиться в путешествие. Она рассказала, что уже в начале июня количество заказов достигло обычного уровня, хотя сразу после терактов спад был драматичным: «Это напряженное время для туроператоров, которым приходится думать, как доставить путешественников домой. Но процесс не является чем-то чрезвычайным — он очень похож на то, как следует действовать, если извергается вулкан или произошло землятресение».

На вопрос, что именно уменьшает страх поездки в места, охваченные террором, Тигуле пояснила, что это – те три месяца, за которые люди забывают о терактах, произошедших в тех местах, куда они собираются поехать, а также цена билета. «Если билет или путешествие дорогие – тогда не едут. Как только появляется скидка – страх исчезает. Так что у страха есть своя цена», – заключила руководительница турфирмы.

Neatkarīgā Rita Avīze

Возможно, Латвии придется стать донором ЕС

Такое предположение депутат Европарламента от Латвии Андрей Мамыкин высказал в интервью, которое он дал Юрису Пайдерсу для Neatkarīgā Rita Avīze.

По словам евродепутата, Латвия в результате получит от ЕС на 150-170 млн евро меньше, так как Великобритания является крупнейшим донором Евросоюза: разница между тем, сколько Лондон перечисляет ЕС и не получает назад, — около 11 млрд евро. В результате сокращения финансирования со стороны ЕС в Латвии пострадают все самоуправления, в том числе маленькие, будет пересмотрено финансирование различных программ и так далее.

«К тому же начнется новый финансовый период, и, возможно, Латвии придется стать донором ЕС. Сейчас мы по-прежнему получаем от ЕС больше, чем вносим», — заявил Мамыкин.

Компенсировать нехватку средств властям Латвии придется, урезая расходы. Каждый седьмой евро из консолидированного госбюджета поступает из ЕС. С 2009 по 2011 годы, когда был самый острый период кризиса, пограничники, пожарные и другие компенсировали уменьшение зарплат командировками в Брюссель на обучение и т.д. С 2020 года нечто подобное уже будет невозможно, считает Мамыкин.

«Мы должны будем помогать Болгарии, Румынии и Хорватии. Это означает, что со временем в Латвии усилится евроскептицизм», – говорит Мамыкин. По его словам, последние опросы свидетельствуют: на вопрос «хорошо ли, что Латвии доступно финансирование ЕС?», позитивно ответили 63% респондентов, а на вопрос «хорошо ли, что Латвия – страна-член ЕС?» – только 48%. Негативные тенденции будут возрастать, считает политик: «Самое плохое – если будет приведен в действие и опробован механизм отделения государства от ЕС. Это может создать новые прецеденты. Референдум о выходе из ЕС готовится во Франции, то же самое – в Нидерландах».

Выход евродепутат видит в увеличении размеров взносов в бюджет Евросоюза со стороны Германии. В середине июля о такой возможности заявила канцлер Ангела Меркель, указав, что Германия готова платить в общий бюджет ЕС больше, чем до сих пор. «Но маловероятно, что Германия в одностороннем порядке погасит те 11 млрд евро, которые вносила в бюджет ЕС Великобритания», – заключил А. Мамыкин.

 

Комментировать 19