Лихие 90-е: Убийство президента Hanza plus, или Оправданный киллер 14

«Срочно в номер! Пуля настигла президента!» – с таким кричащим заголовком в один из февральских дней 1995 года вышла даугавпилсская городская газета. 21 год назад, 2 февраля 1995 года, был убит президент фирмы Hanza plus Сергей Маслобоев. И убийцу поймали, пусть и через 2 года! Но осенью 1998-го Верховный суд киллера оправдал.

«Я в своей практике никогда не встречала такого откровенно сфабрикованного дела», – говорила прессе судья Нусберга через три года после убийства Маслобоева. Под ее председательством Верховный суд два дня рассматривал апелляционную жалобу якобы киллера Мартиньша Бренценса, приговоренного Латгальским окружным судом к 15 годам лишения свободы.

Убийца в очках

Мартиньш Бренценс по профессии столяр. Рижанин, которого в Даугавпилс судьба раньше никогда не забрасывала. Очкарик, зрение «минус 4». Для киллера – самое то зрение! Брат похож на него, как две капли воды, но очков не носит. Это обстоятельство стало для Мартиньша роковым.

Осенью 1997 года полиция проверяла одну машину в рижском Кенгарагсе. И обнаружила там огнестрельное оружие. В том числе пистолет «вальтер». Эксперты констатировали: именно из этого оружия был убит в Даугавпилсе Сергей Маслобоев.

Полиция принялась вычислять владельца «вальтера». В машине, где он был обнаружен, ехали четыре члена известной разбойной группировки, ограбившей в свое время Курземский районный суд. Узнав, что их пистолет фигурировал в «мокрухе», разбойники перепугались и тут же дали подробные показания, у кого его приобрели. Длинная цепочка привела, наконец, сыщиков к одному перекупщику – весной 1995-го он продал этот «вальтер» Элмару Бренценсу.

Полиция отыскала его: «Покупал пистолет?» – «Покупал», – не отпирался Бренценс. Полиции он очень понравился: ну чем не киллер? Одна незадача: по всем описаниям убийца Маслобоева был в очках, а Элмар видел прекрасно. «Кто из твоих друзей носит очки?» – обступили его опера. «Мой брат!» – простодушно сообщил Элмар, не зная, что тем самым подписывает Мартиньшу приговор. В тот же день Мартиньш был арестован.

С приветом, киллер!

Убийцу Маслобоева сразу после преступления описывал целый ряд свидетелей. И, судя по их показаниям, киллер сделал все, чтобы его запомнило как можно больше очевидцев. Накануне убийства, 1 февраля, он почти час непонятно зачем бродил возле маслобоевского дома. Мало того – этот тип приставал с расспросами к гулявшим подросткам и прямо спрашивал у них, в какой квартире живет Маслобоев. И, наконец, поднялся наверх и пару минут ни о чем беседовал с маслобоевской тещей…

Все эти люди потом обрисовали подозрительного типа как высокого небритого человека в очках, одетого в темно-серую спортивную куртку, серые брюки. На голове у него была по брови натянута вязаная черная шапочка. Говорил по-русски, без акцента. Теща еще добавила, что хорошо разглядела его большие, круглые, темно-карие глаза.

А теперь опишем Мартиньша Бренценса: среднего роста, глаза светлые, по-русски говорит с сильным акцентом. Но эти расхождения – еще не самое примечательное.

Роковое утро

Убийство С. Маслобоева было хорошо подготовлено. Оно, как считали работники правоохранительных органов, было задумано или из личной мести, или напрямую связано с противостоянием существующих группировок, претендующих на большее влияние в сфере бизнеса. Первой в то злосчастное утро из квартиры в доме 48 по ул. Имантас вышла 14-летняя дочь Маслобоева. Убийца в это время стоял в темном коридоре: шапочка надвинута до очков, шарфом укутан по самый нос. Затем из квартиры вышла маслобоевская теща, а через какое-то время – он сам. Дождавшись жертву, убийца вынул пистолет и трижды выстрелил. Две пули попали Сергею в голову, одна – в грудь. Убийца кинулся на улицу, но по дороге напоролся на шофера Маслобоева – Геннадия Преснякова, в которого выстрелил тоже. Пресняков был ранен, киллер же беспрепятственно скрылся.

Три года спустя на суде Пресняков заявил, что опознает в Мартиньше Бренценсе убийцу и по лицу, и по телосложению, и, главное, по жилистой руке. Эту руку он отлично рассмотрел, потому что убийца стрелял ему в грудь почти в упор.

Между тем, три разных эксперта дали три отдельных заключения, что Преснякову стреляли в спину. Эти заключения подшиты к делу, и суд не мог их не увидеть. Однако вместо того, чтобы уличить водителя во лжесвидетельстве, судья Страутс делает из него натурального героя: «Суд все-таки признает, что потерпевший ошибается, утверждая, что ему стреляли в грудь – возможно, он не хочет признаться, что пытался сбежать или уклониться от выстрелов». Однако ж опознание убийцы, сделанное Пресняковым, под сомнение по-прежнему не ставится. И злосчастная жилистая рука, в упор увиденная через спину, так и фигурировала в приговоре как обличительный аргумент.

Суд в алиби не нуждается

Приметы «вальтера», что переходил по цепочке, пока не попал к Элмару Бренценсу, следующие: темный цвет, обгорелая рукоятка, в стволе – царапина, покрытая ржавчиной. Почему Элмар так легко признался, что владел этим оружием? Да потому, что считал пистолет неисправным, тот валялся дома на полке.

Речь об этом «вальтере» велась практически на всех допросах, однако в течение следствия ни одному из братьев Бренценсов пистолет почему-то так и не показали. И они, и свидетели (прежние владельцы пистолета) увидели этот «вальтер» только на суде. Можно себе представить их шок, когда на процессе им был предъявлен «вальтер» серебристого цвета, не имеющий ни одной приметы, указанной всеми предыдущими владельцами.

Но если Маслобоев был убит из серебристого «вальтера», то при чем тут братья Бренценсы? «Мы никогда не видели этот пистолет»,– показали Элмар и Мартиньш. «В деле нет ни одного доказательства, что это оружие принадлежало подсудимому», – заявил адвокат Мартиньша. Латгальский окружной суд не обратил на это ни малейшего внимания.

Да что говорить, если судья Страутс проигнорировал все свидетельства, доказывающие, что у обвиняемого было неопровержимое алиби. Подсудимый М. Бренценс в суде утверждал, что 1 февраля 1995 г. с 16 до 17.30 он был в Мадлиене, на заседании совета волости. А потом гостил у своего двоюродного брата. В деле были и объяснения очевидцев, и свидетельство таксиста, некоего Вайтулевича, подтверждающего, что он действительно отвез братьев Бренценсов в Мадлиену и потом обратно в Ригу.

 Имеется алиби у Мартиньша и на 2 февраля. Сослуживец подтверждал, что Мартиньш Бренценс в тот день работал вместе с ним в Риге. Соседка, живущая в одном подъезде с Мартиньшем, подтвердила, что видела его и 1 февраля вечером, и 2 февраля утром. Латгальский окружной суд не обратил внимания и на это. Зачем? Суд проработал всего несколько часов и вынес приговор: 15 лет за решеткой.

Оправдать!

Обжалование этого приговора в Верховном суде в 1998 году проходило в напряженной обстановке. В зале сидели маслобоевские друзья и родственники, которые сверлили братьев Бренценсов недобрым взглядом.

Когда Мартиньш и Элмар стали рассказывать, как в камеру предварительного следствия даугавпилсского изолятора непонятным образом попал один из соратников Маслобоева по кличке Комиссар, который несколько дней задавливал их физически и психически, принуждая признаться в преступлении, с заднего ряда кто-то внятно сказал: «Слишком мало бил!».

Приговор Верховного суда был следующим: Мартиньша Бренценса полностью оправдать.

Версия газеты «Бизнес & Балтия», 1998 год

«После убийства окружение жертвы учредило премию за поимку злодея – 50 тысяч латов. Можно себе представить, как рвали подметки даугавпилсские оперы, пытаясь вычислить убийцу.

Меж тем убитый – Сергей Маслобоев – был личностью неоднозначной. Являясь предпринимателем, он, в то же время, имел вес и в блатных кругах и нередко служил арбитром в криминальных разборках. Так что тайными врагами запросто могли быть друзья, затаившие злобу за какое-то решение. Они платили за смерть Маслобоева, потом отсчитывали деньги за поимку его убийцы и наверняка надеялись, что отыщется подходящий стрелочник, на котором замкнутся все концы».

Комментировать 14