Элита Вейдемане: как нам укрепить патриотизм в нищающей стране 12

«Не сказать, что проект бюджета на следующий год у всех на устах, на слуху и на виду. Безучастность населения Латвии в этом случае: от меня ничего не зависит, моего мнения никто не спрашивает. Власть имущие делают вид, что делятся с народом своими планами, народ делает вид, что ценит их усилия. Спокойная обоюдная игра. В этих отношениях не стоит ожидать ни эволюции, ни революции, полусонная летаргия кажется бесконечным способом существования, на который не повлияет даже рост цен на газ в следующем году, — язвит Элита Вейдемане в «Неаткариге».

Между тем, министр финансов Дана Рейзниеце-Озола (СЗК), говоря о проекте бюджета на следующий год, неоднократно упомянула статьи расходов, поданных как дополнительное финансирование: это те деньги, которые государство собирается потратить на празднование столетия Латвии, пишет ves.lv

Очевидно, столетие мы праздновать будем — ярче или скромнее, но будем. Это вроде не требует какого-то оправдания, ведь столетие государства — это знаменательный праздник. Однако, министр, спеша показать, насколько оправдана цель этих расходов, на одной из презентаций бюджета заявила, что в результате у нас заметно вырастет патриотизм.

Весьма рискованное заявление. А что, если месяц спустя после 18 ноября 2018 года какая-нибудь фирма, занимающаяся соцопросами, выяснит, что жители Латвии погрязли в еще большей апатии, чем осенью 2016 года? Что, если эта апатия пару лет спустя перейдёт в фазу агрессивной депрессии, что тогда? Тогда эта ситуация будет выглядеть совершенно абсурдной.

Хорошо хотя бы то, что хотя бы один министр из правительства осознает, что ситуация с патриотизмом довольно слабая, и что патриотизм надо «увеличивать». Только каким образом?

Министр культуры Даце Мелбарде (NA) вместе с группой единомышленников и экспертов составила программу празднования столетия Латвии «Я — Латвия», в которой кроме прочего написано: «устойчивое развитие латвийской государственности главным образом зависит от желания идентифицировать себя с независимым латвийским государством и участвовать в его развитии. (..) В течение последних 15 лет появились условия, которые могут привести к ослаблению этого желания в народе. В обществе велико недоверие к органам государственной власти и продолжает снижаться участие в политической жизни. (..)

В результате социально-экономических изменений из Латвии за последние 15 лет уехало около 250 тысяч человек. К тому же геополитическая ситуация в регионе также может способствовать формированию неуверенности в будущем страны.

Праздничная программа разработана как долгосрочный вклад в укрепление латвийской национальной идентичности, государственного сознания и укрепления сплоченности общества, что повысило бы не только желание жителей идентифицировать себя с Латвией, но и творческий потенциал нашего народа, предприимчивость и ответственность в отношении будущего Латвии».

Тогда каким образом можно надеяться «увеличить патриотизм»? Только готовясь к национальному празднику в приподнятом настроении, с теоретическими суждениями о идентичности и настолько же теоретической сплочённости? Какой могут быть идентичность и сплочённость, если «цифры о состоянии социальной реальности в Латвии явно указывают на тот факт, что Латвия погружается в бедность» — как только что указал омбудсмен Юрис Янсонс?

По его мнению, риску бедности и социальной изоляции подвержены примерно 606 тыс. или 31% населения. За каждой! цифрой — какой-то человек, какая-то семья, которые считают центы и пытаться выжить. Для большинства из них термин «патриотизм» — это просто набор букв, для них важнее наскрести денег на еду, тепло, и, возможно, также лекарства.

Нет, я не буду говорить, что праздники не надо отмечать. Я не из тех, кто всегда стонет и плачет о том, что «все плохо». Столетие Латвии надо освятить, потому что это — День рождения вечной, светлой и святой Латвии, чествование той Латвии, которая — несмотря на тяжёлые события последних ста лет выжила, оставшись латышской.

Но для тех, кто в настоящее время находится у власти, рекомендую: чтобы столетие Латвии было праздником для всех или, по крайней мере, большинства народа Латвии — спуститесь, власть имущие, с высот своего высокомерия, вслушайтесь в чувства людей!

Чем является патриотизм? Это любовь к своей стране и земле. Любовь ведь деньгами не купишь, сколько бы вы в бюджете ни предусмотрели средств на «увеличение» патриотизма.

Любовь, купленная за деньги — вовсе не любовь. Сами знаете, что».

Комментировать 12