Даугавпилчанин Александр Беляцкий за 40 дней автостопом преодолел около 10 000 километров 12

Что толкает человека на такую авантюру, как автостоп? Насколько захватывающим или даже опасным может быть это приключение? Об этом мы поинтересовались у даугавпилчанина Александра, который в свои 25 лет уже не раз путешествовал автостопом.

-Как пришла идея путешествовать автостопом?

- В 2009 году, когда я учился в 12-м классе, мы с одноклассником решили поехать в Ригу: хотелось попробовать — реально ли передвигаться автостопом. Мы об этом слышали, но не верили, что посторонние люди бесплатно берут попутчиков.

Была зима, мороз 15 градусов. Мы выехали абсолютно неподготовленные, но полные энтузиазма... В конечном счете, до Риги мы не доехали – добрались до Скривери (80 км от Риги) и сели в поезд, т.к. было темно и очень холодно. Но самое главное, что мы получили, – это опыт. Двигаться бесплатно на попутках оказалось вполне реально. С того момента все и понеслось: поездки в Литву, Польшу, в Германию. Затем у меня был пятилетний перерыв. А потом я стал ездить один. В этом году побывал на Куршской дуге в Литве и на Алтае.

-Почему тебе так интересен автостоп?

- Автостоп – это лучший способ познать страну, в которую ты едешь. Потому что ни одна турфирма или даже самостоятельное путешествие не дадут возможности так тесно познакомиться со страной — ее менталитетом и людьми. Тебя подвозят разные люди, с разным уровнем образования и достатка, с разными взглядами, разной религиозной принадлежностью. За небольшой промежуток времени можно по-настоящему узнать страну. Например, настоящая Болгария – это не курорт, она – в домах людей, которые там живут, в пище, которую они едят, в традициях и обрядах.

- Откуда берешь информацию о маршрутах и автостопе? Используешь только свой собственный опыт?

- Много информации нахожу в интернете. Читал книги Антона Кротова. Это автостопщик из России, который проехал уже более миллиона километров, путешествует с 14 лет, а сейчас ему около 40. Его интересно читать не только как путешественника. Он очень притягательный человек! Точный, рациональный и с невероятно тонким чувством юмора (кстати, случайно довелось побывать на его лекции в Кракове). Для меня как автостопщика его опыт – это кладезь полезной информации. Ведь автостоп — это целая наука, на голом энтузиазме далеко не едешь.

А для поездок я обычно выбираю не города. Меня интересуют дикая природа и древние сакральные сооружения. Например, в последние годы меня тянуло в Тибет. До него я не добрался, но добрался до Алтая, у которого с Гималаями, как считают некоторые, очень тесная связь. Поэтому можно сказать, что эту энергетику я все-таки ощутил.

- Путешествовать автостопом – это дорого?

- В зависимости от человека. У меня, например, для поездки на Алтай самых больших вложений потребовала экипировка. Я все покупал с нуля — обувь, спальник, палатку, рюкзак. Старался брать вещи, в которых я мог быть уверен, зная, что они меня не подведут где-нибудь в горах или в тайге. Еще деньги ушли на визу и на билет до Москвы. Через границу я не хотел ехать автостопом: люди не особо хотят брать, да и мне самому хотелось до Москвы доехать именно на поезде – спокойно посидеть, настроиться, подумать о путешествии... Ну и, конечно же, были расходы на жизнь в дороге, но это понятие вообще относительное: кому-то надо 300-500 или 1000 евро в месяц, а некоторые автостопщики едут полностью без денег.

У меня лично не было цели экономить – я выбрал автостоп не из-за отсутствия средств, а потому, что мне хотелось познать страну такой, какая она есть. В этом смысле автостоп – один из самых универсальных способов познания.

- Насколько отзывчивы люди? Кто оказывается самым отзывчивым?

- 99.9% людей, с которыми я ездил, – хорошие и отзывчивые. Многие, когда видят автостопщика или человека путешествующего, пытаются помочь: напоить, накормить, предложить ночлег, дать денег, подарить сувенир, поделиться информацией, подвезти и т.д.

Есть стереотип, что подвозят только дальнобойщики. Это неправда – водители легковых автомобилей тоже с легкостью подвозят. Вообще, при определенных навыках можно путешествовать даже на локомотивах, кораблях и самолетах. Договориться можно с водителями всех средств, которые способны передвигаться. Правда, с кем-то можно договориться за 30 секунд, а с кем-то – за полгода.

-Какие опасности могут быть кроме непредсказуемых водителей?

- Люди в дороге попадаются, в основном, адекватные. Правда, когда ехал на Алтай, думал, что алтайцы – как и другие восточные народы, очень гостеприимные. Но потом узнал про одну особенность алтайцев: у них отсутствует ген, расщепляющий алкоголь, и они, выпив, могут вести себя крайне неадекватно. Вторая опасность – дикие животные. С этой опасностью я напрямую не сталкивался, но ощущения эти пережил, когда ходил один по тайге. А еще горы не так приветливы, как наши равнины и местности. Это абсолютно другая среда, где действуют другие законы. Там есть определенные непредсказуемые факторы – камнепады, резкая смена погоды и перепады температуры: днем может быть +28-30°, а ночью – минус 4.

-Что помогает в сложных ситуациях?

- У меня была необычная ситуация в Болгарии. Я поехал к дольменам — это каменные изваяния, древние мегалитические сооружения, которым около 5 000 лет. Я знал, что эти дольмены находятся рядом с селом Хлябово, но не знал, где именно. Оказалось – в 10 км от села, глубоко в лесу, в горах. Навигатора у меня не было, а самому добраться практически не реально. И там мне невероятно повезло: я случайно встретил одного из лучших в Болгарии экспертов по дольменам, который вел группу археологов из Софии. С ними я прошел нужный маршрут и, в итоге, прекрасно провел время, обрел новых знакомых и сделал открытие: есть какая-то сила, которая помогает путешественнику. Можно назвать ее ангелом-хранителем. Тогда я впервые это на себе прочувствовал, а на Алтае это ощущение вообще не покидало. И все складывалось очень удачно: попадались нужные люди, машины, происходили нужные события. Что немаловажно – я смог успешно вернуться домой и чувствовать себя при этом здоровым и счастливым.

-Расскажи про свое самое яркое путешествие.

- Несомненно, это Алтай. Мой путь начался 3 августа. За 40 дней автостопом преодолел около 10 000 километров: Москва, Владимир, Новгород, Чувашия, Башкирия, Татарстан, Урал, Омская и Новосибирская области, затем – Алтайский край и, наконец, Горный Алтай, в котором я провел 3 недели. На Алтае точного маршрута не было – как и конечной цели. Пересек границу республики, а далее следовал знакам, но отнюдь не дорожным.

Алтай, окутанный множеством легенд и преданий, находится в самом сердце Азии, на равном расстоянии от четырех океанов. Его называют местом невиданной Силы, пуповиной Земли и колыбелью цивилизаций. Один американец, которого я встретил в заповеднике Уч-Энмек, рассказывал, что даже индейцы считают своей священной горой Белуху, или, по-алтайски, Уч-Сумер.

Меня часто спрашивают: а не скучно одному? Нет, мой 15-20-килограммовый рюкзак не давал мне скучать! Да и редко я был один. Я спал в московской квартире у дрессировщиков, ел угощения с чувашской свадьбы, закусывал дагестанским арбузом, ездил с дальнобойщиками и водителями легковых автомобилей, женщинами и мужчинами. Также были встречи с туристами-авантюристами, алтайцами-язычниками и уже цивилизованными старообрядцами, предки которых 300 лет назад бежали от никоновских реформ.

В тонусе держали многокилометровые переходы по горам, спуски с крутых обрывов, минусовые температуры ночью в палатке, форсирование стремительных и холодных горных рек, встречи с пьяными алтайцами, походы в одиночку через тайгу, следы хищных зверей, а также странные ощущения сказочной нереальности всего происходящего, иногда пробирающие до дрожи.

Больше всего понравилось, что люди на Алтае живут настоящими ценностями и находят радость в простых вещах – таких, как труд, творчество, ежедневная молитва и добрые соседские отношения.

-Тебе удалось поработать и волонтером?

- Да, я попал в заповедник Уч-Энмек, прожил там неделю: косил траву, колол дрова, работал с волонтером из Америки в горах — мы прокладывали маршруты для туристов. А еще встретил там писательницу из Голландии Ариту Байнс. Необычным человекам можно назвать и основателя этого парка: коренной алтаец, по вероисповеданию – язычник, по призванию – ученый, который в своих трудах объединяет научную парадигму и народные воззрения. Опыт был колоссальный!

-Самое важное открытие, которое ты сделал благодаря путешествиям?

- Как современный человек я люблю все планировать. Мне хочется, чтобы все было под контролем. Но именно автостоп помог мне понять, что жизнь не поддается абсолютно никаким расчетам – невозможно предсказать, какое событие приведет к хорошему результату, а какое – к плохому. Жизнь находится в этом моменте, здесь и сейчас, поэтому самое важное открытие — надо слушать свое сердце.

Комментировать 12