«Власти готовят страну к партизанской войне!» 47

Латвийский политик Янис Урбанович против «окопной политики». «Правящая в стране коалиция посылает латвийцам только один сигнал: «Готовьтесь к войне! Занимайте круговую оборону!» Милитаризация общества достигла опасных масштабов. Теперь уже и школьников хотят поставить под ружье. Но ведь, как сказал классик, если ружье висит на стене, то оно в конечном счете обязательно выстрелит», — говорит лидер парламентской фракции «Согласия», президент Балтийского форума Янис Урбанович.

Все в ружье и рыть окопы!

— Янис, а как вы относитесь к попыткам правительства ввести в школе курс военной подготовки?

— Это все укладывается в общую концепцию тотальной обороны, которую реализуют правящие в стране силы. Удивительно, но факт: вместо того чтобы пытаться любыми путями отстаивать идеи мира и спокойствия в Балтийском регионе, наши власти нагнетают военную истерию, фактически готовят народ к войне, к войне партизанской. Мол, все, от мала до велика, должны уметь стрелять и рыть окопы. Мало того что мы концентрируем у себя весьма значительные натовские силы, создавая напряженность в регионе, так мы еще и постоянно пугаем собственное население.

— И вы думаете, что население верит в неизбежность войны?

— Знаете, если каждый день народу рассказывать о коварном соседе на востоке, который только и думает, как на нас напасть, то рано или поздно народ в это поверит. Многие латвийцы уже сегодня говорят себе: «Ну если власти постоянно предупреждают о российской угрозе — значит, они знают, о чем говорят, значит, они обладают некоей секретной информацией и поэтому готовят нас к войне, к отражению агрессии». Ведь народ же не может поверить, что многие правящие политики эксплуатируют военную тему только потому, что у них ничего другого за душой нет. Им нечего предъявить своим избирателям. Может, мы за последние два десятилетия построили благополучную, процветающую, богатую страну? Нет. Может, мы смогли создать эффективную систему социальной помощи? Нет. Может, мы смогли создать инновационное, конкурентоспособное производство? Нет. Мы даже умудрились серьезно отстать по всем основным показателям от наших соседей в Балтии.

«История успеха» у нас такова, что люди бегут из страны с огромной скоростью. Причем если раньше бежали только наемные работники, то теперь дают деру и их работодатели. Образно говоря, работодатели убегают из страны, локтями отталкивая убегающих в эмиграцию наемных работников.

Что в этой ситуации остается правящим? Видимо, только усиливать военную риторику. Абсурдность ситуации заключается в том, что если война будет происходить на нашей территории, а мы своего рода пограничная территория между натовскими державами и Россией, то для нас уже будет совершенно не важно, кто в этой войне победит, поскольку Латвии в случае войны — конец! Поэтому если мы хотим сохранить страну и ее жителей, то должны всячески призывать к миру и ни в коем случае не провоцировать ситуацию, не нагнетать напряженность.

Сдержать Россию…

— А вот многие латвийские эксперты и натовские представители говорят о том, что приезд в страны Балтии натовских военных — это не провоцирование России, а ее сдерживание…

— НАТО говорит, что для сдерживания России, для укрепления собственной обороны альянс будет вооружаться и усиливать группировку натовских сил у российских границ. В свою очередь Россия говорит, что тоже обороняется и усиление ее группировки в том же Калининграде — это всего лишь ответ на натовские действия. В общем, все говорят, что только обороняются, а в результате наш регион из сугубо мирного, тихого становится прифронтовой зоной. Нам это нужно?

Вы знаете, что меня удручает, а точнее, даже пугает? Я думал, что для моего поколения война — это перестройка, это разрушение советской империи. Ведь как говорят китайцы: не дай вам бог жить в эпоху перемен. Увы, сегодня я вижу, что с каждым годом растет число политиков, которые хотят реально повоевать. Правда, из истории мы знаем, что те, кто начинает войну, сами в ней не участвуют — они в лучшем случае командуют, подстрекают со стороны, а кровь проливает простой народ. Реальность такова, что уже выросло несколько поколений, которые не знают, что такое война, и посему у них нет иммунитета к войне. И это крайне опасно. Да и ситуация в мире нынче очень напряженная: мы видим, насколько далеко в своем противостоянии зашли две мировые державы — США и Россия. Сирийский конфликт и впрямь может разжечь мировой пожар.

Есть ли альтернатива в Риге?

— Но вернемся в Латвию. Премьер, говоря о грядущих муниципальных выборах, открыто признал, что скорее всего в Риге ничего не изменится — у власти останется нынешняя коалиция во главе с Ушаковым/Америксом…

— Я, конечно, рад, что глава правительства является хорошим аналитиком. Но его высказывания воспринимаю скорее как уловку, как попытку усыпить бдительность избирателей «Согласия». Мол, все у вас хорошо, можете спать спокойно… Я считаю, что рижане не должны себя убаюкивать. Им нужно понять, что нынешние выборы — это не только о водопроводе и канализации, а о том, кто будет управлять столицей, а потом и страной. Сейчас мы живем в такое время, когда крайне опасно доверять принятие решений только политикам. Народ должен думать, за кого голосует и какие могут быть последствия. Когда меня спрашивают: а что, разве у нынешней коалиции в Рижской думе не было ошибок? — отвечаю: конечно, были, и никто это не отрицает. Но разве навязываемая рижанам альтернатива в виде трех правящих в стране партий и еще нескольких правых карликовых партий лучше? Им вы, избиратели, готовы отдать ключи от города?

Не реформы, а эксперимент

— Правительство обещает нам целый ряд реформ: в налоговой сфере, в здравоохранении… Может, это изменит нашу жизнь к лучшему?

— Заявленные правительством планы скорее напоминают не реформы, а зловещий эксперимент. Совершенно очевидно, что правящие пока сами не знают, чего они хотят добиться и при помощи каких инструментов. Если взять налоговую реформу, то мы видим, что сперва правящие громко разрекламировали свой план, а затем начали его кардинально менять. И сегодня мы слышим, что уже прорабатывается возможность не уменьшить налоги, а, напротив, их увеличить. Я не вижу продуманной экономической политики. В моей родной Латгалии люди тоже настроены крайне пессимистично. Все, кто может, просто уезжают. Господствует безнадега.

Комментировать 47