Клавдия Дмитриевна Терехова: «О страшной войне я буду помнить всегда!» 2

В очередном выпуске передачи «Наши в городе» мы встретились с Клавдией Дмитриевной Тереховой, ветераном Великой Отечественной войны, одной из основательниц Даугавпилсского общества борцов антигитлеровской коалиции (ДОБАК).

- Клавдия Дмитриевна, где Вас застала война?

- Я жила на Украине, в городе Николаев, который находится в 120 километрах на юго-восток от Одессы. Город большой, судостроительный. Перед войной я окончила медицинский техникум, получила образование фельдшера. И я считала, что должна принимать участие во всех военных сражениях. В той войне, которая началась 22 июня 1941 года.

- А как Вы узнали о начале войны?

- К этому времени мы чувствовали какое-то напряжение, неспокойствие. Но не знали, что это война. И когда по радио объявили – «слушайте специальное сообщение правительства» – мы все собрались возле репродуктора, который был установлен на одном из столбов возле нашего дома. Мы все слушали сообщение Молотова, и, конечно, стало страшно...

- Паника была какая-то?

- Люди слушали это молча, с замиранием сердца. Было некоторое волнение, вздохи и восклицания. Очень многие устремились в военкомат.

- В 41-м Вам было 17 лет. И по возрасту Вас не должны были забрать на фронт, но я знаю, что Вы по несколько раз в день ходили в военкомат.

- У нас был выпуск, но мы не получили дипломов. Все получили маленькие справки, отпечатанные на машинке. И выпускного вечера нам сделать не успели. Когда объявили о начале войны, в первую очередь в военкомате было очень много мужчин. Я тоже пыталась туда пробиться, но это было невозможно в те дни – столько народу! А когда все-таки попала на прием, мне сказали: «Ты, девочка, подожди еще. Иди лучше помогай маме!».

Когда я вернулась домой, то там ждала повестка на фронт для мамы. Ей предписывалось уехать на рытье окопов. Нас было четверо детей. Я была старшей в семье, младшему брату было всего 11 лет. Непонятно, почему маме прислали повестку – нужно было оставить детей и ехать копать окопы. Я пошла в домоуправление и сказала, что вместо мамы поеду я.

Нас увезли на 2 недели в сторону Западного фронта. И что-то мы там рыли, копали; что именно – я не знаю: то ли противотанковые рвы, то ли окопы. Жили мы в бараках, нам привозили туда пищу. Через две недели мы вернулись в родной город. А город за это время опустел, многих уже не было. По центральной улице шли отступающие и эвакуирующиеся люди. Это было гражданское население с западных районов Украины. Они шли потоком на Херсон. А я снова пошла в военкомат. И мне, опять-таки, не сразу, дали направление в воинскую часть. Наверное, на пятый раз только определили – в 31-й батальон 37-й армии 3-го Украинского фронта.

Мне как фельдшеру была выделена повозка. В аптеке было поручено получить необходимые медикаменты и перевязочный материал. И я сопровождала свой батальон.

- Клавдия Дмитриевна, а где Вы встретили победу?

- 9 мая 1945 года я встретила в болгарском городе Стара-Загора.

- И какие чувства Вы испытали, когда узнали, что Германия капитулировала?

- Эти чувства трудно передать... Узнали мы ночью, когда отдыхали. Я проснулась от громкой стрельбы. Решила, что случилась какая-то беда. Мы все выскочили на улицу и увидели, что кругом стреляют и кричат: «Победа! Победа!». Это было радостное чувство – мы кричали, плясали, радовались!

- Если к Вам подойдут Ваши внуки и правнуки и спросят: «Бабушка, а что такое война?» – что Вы им ответите? Что Вы им рассказываете?

- Я им рассказываю все о войне. Они знают все. Мы с ними побывали в Волгограде (в бывшем Сталинграде – прим. ред.) на Мамаевом кургане. Внуки и правнуки хорошо знают историю.

- Война – это страшно. Но ведь и в войну, наверное, у Вас были моменты, которые радовали и согревали душу?

- В войну были особо тяжелые и страшные моменты. О них я всегда буду помнить. Я пережила переправу через Днепр. Мы переправлялись возле Херсона, с правого берега на левый. Народу было много, а переправы не было – мост был взорван. С рассветом появлялись немецкие самолеты, они стреляли и по военным, и по гражданским, косили всех.

Дальше мы двигались на восток, в это время шли бои под Сталинградом. Снова переправа через Днепр, очень сложная – берег низкий, все буквально на ладони перед немцами. Было очень много потерь. Я в это время уже работала в госпитале, мой 31-й батальон был расформирован зимой 1942 года. В госпитале я работала старшей операционной сестрой. Нам приходилось работать сутками, без еды и без сна. Не знаю только, откуда силы эти брались... За это я была награждена орденом Красной Звезды. У меня много военных наград, но этим орденом я горжусь больше всего.

- А раненых немцев приходилось спасать?

- И такое было. На Северном Кавказе. К нам в госпиталь привезли немца, летчика. Его сбили, и он был ранен. Нужно было делать переливание крови. Когда он об этом услышал, то закричал на немецком языке, что русскую кровь ему переливать не надо. Но кровь ему все-таки перелили и спасли.

- Клавдия Дмитриевна, нам хотелось бы пожелать Вам здоровья! Почет и уважение у Вас уже есть, и пока живы такие люди, как Вы, никто не сможет переписать историю. Спасибо Вам большое и низкий земной поклон!

О проекте

Ведущий проекта Михаил Ермолаев в каждой передаче будет встречаться с интересными людьми и беседовать на актуальные, интересующие многих темы.

В передаче не будут срываться маски, мы никого не собираемся сажать на престол или снимать с него. Нашим героям будут задаваться откровенные и актуальные, порой острые вопросы. На которые мы все ждем таких же откровенных и честных ответов.

Заходите на портал Gorod.lv в раздел «Видеоновости» и смотрите передачу «Наши в городе». Передача также доступна на нашем канале в Youtube (по ссылке – tv.gorod.lv).

Смотрите и делайте выводы сами! До новых встреч в эфире!

Уважаемые читатели и зрители! Наверняка у вас есть желание увидеть кого-то «нашего» в проекте на портале Gorod.lv. Присылайте свои кандидатуры гостей на электронный адрес gorod@gorod.lv.

Сюда же можно присылать и волнующие вас вопросы конкретному гостю будущих передач.

 

Комментировать 2