Из истории Холокоста в Даугавпилсе: Помните их, заживо сожженных… 81

4 июля в 16.30 в Даугавпилсе у мемориала жертвам Холокоста в Межциемсе пройдет митинг. Машина от синагоги отправляется в 16.00

Мероприятие будет посвящено памяти евреев, сгоревших и расстрелянных в рижской Большой хоральной синагоге 4 июля 1941 года. В знак скорби по всей Латвии в этот день будут вывешены государственные флаги с траурной лентой .

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года, и уже в первые часы территория Латвии стала ареной ожесточенных боев. 26 июня фашисты заняли Даугавпилс, 29-го – Лиепаю, 1 июля гитлеровские войска вошли в Ригу. К 8 июля, менее, чем через три недели после начала войны, Латвия была оккупирована фашистами.

Перед смертью их унижали

А уже 4 июля с сожжения 8 столичных синагог началось планомерное уничтожение евреев. Всего же в Латвии было сожжено 20 синагог.

В Большую хоральную синагогу, расположенную на улице Гоголя в Риге, согнали евреев, среди них были и беженцы из Шяуляя. Акцию проводила «команда безопасности» Виктора Арайса, в которую входили добровольцы из местного населения и гитлеровские военнослужащие.

Людей избивали, над ними издевались. Гитлеровские прислужники из местных выбирали из толпы хасидов – евреев, наиболее верно соблюдающим традиции и обряды – и их бородами чистили себе сапоги. Затем людей закрыли в синагоге, а саму ее подожгли. Некоторые евреи пытались выбраться из горящего здания – их тут же расстреливали. Рижским пожарным подразделениям был отдан приказ лишь следить за тем, чтобы огонь не затронул соседние здания. Гасить пламя, охватившее все сооружение, было запрещено.

Все запертые люди сгорели заживо, среди них было двое детей. Это были одни из первых жертв Холокоста в Латвии. Раньше, 23 июня, были убиты 6 евреев в городке Гробиня.

Прошлое, которое не забыть

«4 июля 1941 года на моих глазах в рижской синагоге сожгли моего друга Додика…», – спустя годы рассказывал известный рижский дипломат Николай Нейланд. – Детство я провел в интернациональной среде, довольно характерной для Риги 30-х годов, особенно в ее Московском Форштадте. Среди моих друзей был и еврейский мальчик Додик (Давид Пиворович). Благодаря ему я по сей день помню некоторые крылатые слова и выражения на идише. Додик у меня остался в памяти всегда улыбающимся, с большими карими глазами и стрижкой «под ноль». В нашем дворе он бегал быстрее всех и отличался добродушным нравом. Не помню случая, чтобы мы повздорили. Отец его был мастером по пошиву кепок и других головных уборов.

…4 июля 1941 года, когда местные, люди из печально знаменитой команды Арайса, собрали во дворе нашего большого дома евреев и повели их в синагогу на улицу Гоголя, я последовал за Додиком, и мы весело и безмятежно болтали в пути. У синагоги нас, естественно, разлучили. Далее разразилась трагедия: густой и едкий дым, выстрелы, раздирающие душу крики, брань шуцманов и… Этот вечер у меня отчетливо сохранился в памяти, как цветная фотография.

Позднее, летом 1941 года, было очень много ужасных надругательств, избиений будущих узников гетто, которые были вынуждены переселяться в Московский Форштадт. Все эти экзекуции осуществлялись молодцами Арайса в униформах латышской армии и айзсаргов. Так я своими глазами увидел то, что сегодня во всем мире называют Холокост…»

 

Куда марширует Ваффен СС

И спустя годы тема Холокоста остается болезненной для Латвии. Ежегодно 16 марта в стране отмечают День памяти латышских легионеров СС. К этой дате приурочивают шествия местных престарелых эсэсовцев, порядок во время которых обеспечивается латвийскими властями. Настораживает то, что в последние годы в маршах принимает участие все больше молодежи. При этом людей, выступающих против пропаганды нацизма, подвергают преследованию. Так, британский журналист Грэм Филиппс, освещавший такое мероприятие в марте прошлого года, за выкрикивание антифашистских лозунгов был выдворен из Латвии с запретом въезда на 3 года.

Кстати, по странному совпадению именно 4 июля 2010 года – в День памяти жертв геноцида еврейского народа – в Доме Рижского латышского общества было учреждено национальное объединение «Все – Латвии!» – «ТБ/ДННЛ».

Три года назад общество всколыхнула новость о том, что при поддержке государственной структуры – Министерства культуры Латвии – в Лиепае и Риге прошла премьера мюзикла, где главным героем выступил известный нацистский преступник Герберт Цукурс.

Цукурс знаменит как летчик, совершавший в 30-е годы международные перелеты в одиночку, и как самый известный убийца евреев в балтийских странах во время Холокоста. Герберт Цукурс, по прозвищу «рижский палач», был членом команды Арайса, которая уничтожила не менее 25 000 латвийских евреев. По воспоминаниям очевидцев, ему нравилось из окна своей машины расстреливать стариков и больных из числа узников рижского гетто. После войны Цукурс бежал в Бразилию, где и был ликвидирован израильской разведкой «Моссад».

Переписать историю

Неоднократно в Латвии предпринимались попытки пересмотреть статус Саласпилсского концентрационного лагеря – якобы в годы оккупации этот лагерь, где погибло более 12 000 детей, в том числе и разлученные с матерями дети младше 6 лет, был исправительно-трудовой колонией. Хотя в показаниях шефа полиции и СС в Прибалтике Фридриха Йекельна, данных им на одном из заседаний военного трибунала в Риге в 1946 году, ясно говорится: «В Саласпилсский концлагерь каждую неделю прибывало по два-три эшелона с евреями. По мере поступления эти партии ликвидировались. Так беспрерывно продолжалось с декабря 1941 года до середины 1942-го. В каждом эшелоне насчитывалось не менее тысячи человек. Я предполагаю, что всего нами было расстреляно до 87 тысяч евреев, прибывших в Саласпилсский лагерь из других стран».

А два года председательствующая в ЕС Латвия заблокировала международную выставку «Угнанное детство. Жертвы Холокоста глазами малолетних узников нацистского концлагеря Саласпилс», которая должна была открыться в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. Накануне мероприятия МИД Латвии, обосновывая запрет основанной на архивных материалах и личных свидетельствах выживших в карательных операциях 1940-х годов выставки, в своем официальном заявлении заявил, что она «вредит имиджу» Латвии в период ее председательства в ЕС.

P.S. Использованы материалы: статья доктора истории Григория Смирина, опубликованная на сайте baltnews.lv и интервью Леонида Коваля («Лехаим», декабрь 2000).

 

 Спустя 47 лет, 4 июля 1988 года, на месте сожженной Большой хоральной синагоги в Риге был установлен памятный знак — большой серый камень со звездой Давида.

А в 2007 году был открыт памятник Жанису Липке и тем, кто в годы войны, рискуя своей жизнью, пытался спасти евреев. На центральной колонне монумента выбито имя даугавпилчанина Арсения Корнилова, которому своей жизнью обязаны 11 евреев. В прошлом году израильский Национальный институт катастрофы и героизма Яд Ва-Шем отметил его подвиг присвоением звания Праведника народов мира. Всего же в Латвии установлено 400 попыток спасения евреев в годы нацистской оккупации. Звание Праведник мира присвоено 136 латвийцам.  

На момент оккупации Латвии фашистской Германией, по немецким данным, в стране находилось примерно 70 тысяч евреев.

За годы Холокоста было уничтожено около 70 тысяч латвийских евреев и 20 тысяч евреев, привезенных из других стран. Историки утверждают, что Холокост пережили от 300 до 1000 латвийских евреев.

Комментировать 81