Памяти мичмана Бориса Шишко, погибшего в годы Русско-японской войны на броненосце «Петропавловск» 8

Лет шесть назад на историческом форуме dinaburg.eu даугавпилсские краеведы затронули тему заброшенных могил – памятников истории нашего города. Упоминалось и захоронение 25-летнего мичмана Бориса Оттовича Шишко, погибшего 31 марта 1904 года на броненосце «Петропавловск».

Тело моряка не было найдено, и его мать, вдова генерала Шишко, в память о сыне установила на символической могиле памятник к крестом, огороженный цепями с якорями. За эти годы могила пришла в запустение, неоднократно предпринимались попытки саму ограду отправить  в металлолом.  По счастливой случайности ограждающие могилу якоря и цепи были настолько добротно установлены, что варварские попытки «охотников за металлом» нажиться на памятнике закончились неудачей.

Обсуждаемая тема тогда заинтересовала  Вадима Оболевича, который давно увлекался историей флота. Вадим оправил на GOROD.LV письмо следующего содержания:

«Добрый день! На фото достопримечательность нашего города, могила (находится на Православном кладбище) нашего земляка, мичмана Шишко Б. О., погибшего в Русско-японскую войну 1904-1905 гг. на броненосце «Петропавловск». Какие-то звери сломали уникальную ограду из якорей и якорных цепей. Кто может помочь в восстановлении ограды? Заранее спасибо! С уважением, Вадим».

После того, как на портале GOROD.LV появилась публикация, Вадим через Игоря Евгеньевича Комарова познакомился с Иваном Алексеевичем Шилиным, ветераном Тихоокеанского флота. В последствии к ним подключился потомственный казак и бывший моряк Василий Иванович Лукащук. Энтузиасты не только привели могилу в порядок, но и восстановили сам мемориальный комплекс.

И в июле 2012 года прошла торжественная церемония открытия восстановленного памятника. В 2014 году была открыта небольшая стела, посвященная памяти адмирала Степана Осиповича Макарова и художника Василия Васильевича Верещагина, погибших на броненосце «Петропавловск».

Вчера, 15 июля, на православном кладбище Даугавпилса у символической могилы нашего земляка мичмана Бориса Оттовича Шишко прошло мероприятие, посвященное 5-й годовщине восстановления памятника. Не звучало громких речей. Собравшиеся люди, большинство из которых были членами общества военных пенсионеров, прочитали молитву, возложили цветы и почтили память моряков, погибших во славу своей родины. По традиции ветеран Тихоокеанского флота Иван Алексеевич Шилин пришел на мероприятие со своим внуком Иваном Шилиным-младшим.

Взрыв на «Петропавловске» унес жизни 29 офицеров и 652 унтер-офицеров и матросов.

Сохранилось немало воспоминаний очевидцев этой трагедии. Старший офицер крейсера «Диана», капитан второго ранга Владимир Семенов писал: 

«Стоя у правой шестидюймовки носового плутонга, я отдавал обычные распоряжения старшему боцману, когда глухой, раскатистый удар заставил вздрогнуть не только меня, но и весь крейсер. .. Я с недоумением оглянулся. Удар повторился еще грознее... Что такое?.. – «Петропавловск!» «Петропавловск!..» - как-то жалобно и беспомощно раздались кругом разрозненные, испуганные восклицания, заставившие меня сразу броситься к борту в предчувствии чего-то ужасного...  Я увидел гигантское облако бурого дыма (пироксилин, минный погреб - мелькнуло в мозгу) и в нем как-то нелепо, наклонно, повисшую в воздухе, не то летящую, не то падающую фок-мачту... Влево от этого облака видна была задняя часть броненосца, совсем такая же, как и всегда, словно там, на носу, ничего не случилось... Третий удар... Клубы белого пара, заслонившие бурый дым... - Котлы!.. - Корма броненосца вдруг стала подниматься так резко и круто, точно он тонул не носом, а переломившись посредине... На мгновение в воздухе мелькнули еще работавшие винты... Был ли новый взрыв? - не знаю... но мне казалось, что эта единственно видимая за тучей дыма и пара кормовая часть «Петропавловска» вдруг словно раскрылась, и какой-то ураган пламени хлынул из нее, как из кратера вулкана... Мне казалось, что даже несколько мгновений спустя после того, как скрылись под водой остатки броненосца, море еще выбрасывало это пламя...»

Комментировать 8