Рихард Эйгим: «Я живу по принципу – никогда и ни о чем не жалеть» 39

С вице-мэром городской думы Рихардом Эйгимом мы встретились в его природном парке «Сталкерс», с обсуждения которого и начали беседу.

- Добрый день, Рихард! Давайте начнем с вопроса о Вашем парке, где мы находимся. Сколько времени Вам понадобилось, чтобы создать такую красоту?

- Этот участок с лесом мы приобрели 8 лет назад. За это время потихоньку, не спеша и небольшими темпами сделали все, что вы видите.

- А давайте вернемся на 15 лет назад и вспомним то время. Вы были крупным бизнесменом, входили в список 100 богатейших людей Латвии. И вдруг ушли в политику. И от бизнеса пришлось отказаться. Были ли моменты в жизни, когда Вам об этом приходилось жалеть?

- За все годы ни разу не пожалел. Я живу по принципу – никогда ни о чем не жалеть. И сегодня уверен, что придет момент, когда с политикой тоже придется расстаться. Самое главное – знать, когда уйти. И сейчас я уже примерно представляю, когда именно я уйду из политики.

- Есть выражение: лучше уйти на 5 минут раньше, чем задержаться хотя бы на секунду... Рихард, вопрос о городской политике – у вас коалиция с Андреем Элксниньшем и партией «Согласие». Вы – два амбициозных человека. Уступаете ли вы друг другу? Насколько крепка коалиция?

- Крепость коалиции, я думаю, зависит не только от нас двоих. Судить на будущее, на эти 4 года, я бы не взялся. Это могут быть громкие слова и обещания. У нас есть 4 года, которые нам доверили горожане. И если весь этот срок мы отработаем в ныне существующей коалиции и останемся с Андреем мэром и вице-мэром – это и будет ответ на вопрос, насколько смогли сработаться два лидера.

Насчет уступок… Опытные политики говорят: важно понять, с кем ты и где ты. Мне нравится работать с Андреем Элксниньшем: он молодой, амбициозный. У него все впереди. У меня за плечами уже 17 лет в политике – это довольно большой срок. И я буду рад, если смогу чем-то помочь Андрею и его молодой команде.

- Вы дважды были мэром города, если не считать «сентябрьского переворота». Было ли в Вашей работе даугавпилсским градоначальником что-то такое, чем Вы гордитесь, и такое, за что до сих пор стыдно?

- Если провести параллели между 2001-м годом, когда моя партия пришла в первый раз к власти, и 2009-м: 16 лет назад мне казалось, что в политике все нужно делать, как в бизнесе, и так же поступать. Это было большой ошибкой. Мне стыдно за то, что я переносил свое отношение из бизнеса в политику. Это должны быть разные подходы – человека-мэра и руководителя фирмы. Я этого не понимал, и все было очень жестко, отсюда было очень много ошибок.

- Некоторое время назад мы Вас видели за рулем гоночного автомобиля, Вы играли в хоккей. Как сейчас у Вас обстоят дела со спортом?

- С автоспортом – пришло время уступить молодым. Сам почувствовал физически, что возраст дает о себе знать. Что касается хоккея и футбола – все в порядке: тренировки и игры. Вот и сегодня, после этого интервью, пойду играть. Многие спрашивают: хватает ли времени? Хватает! Главное – правильно его распределить, как и свои силы.

- Вопрос от зрителей. То место, где раньше находилась Ваша автозаправочная станция «Сталкерс», сейчас кроме уныния ничего не вызывает. Но мимо проезжает огромное количество машин. Кому это место принадлежит сейчас, и есть ли в планах сделать что-то хорошее и красивое?

- Два дня назад я давал поручение руководителю нашего Строительного департамента выяснить, кому принадлежит эта земля, кто является хозяином. Также я сделал запрос в Муниципальную полицию – чтобы мне дали отчет за последние 12 месяцев о том, сколько раз были наказаны хозяева этого участка за беспорядок, за состояние этого места в самом центре города. Хозяева должны привести эту территорию в порядок, рассказать нам о планах. А если у них никакого плана нет, то мы хотим выкупить этот участок обратно. Там было бы неплохо сделать мини-Lido.

- Во время предвыборной кампании Вы говорили о том, что все мы узнаем правду о бывшем мэре Янисе Лачплесисе. Он, в свою очередь, кричал, что Вы подлец, и грозил судом. Как обстоят дела с этим делом?

- Насчет правды все всё уже узнали. Не только от меня – об этом рассказали латвийская пресса и ТВ: о том, что было в 2009 году, и кто, кого и за сколько покупал.

Что касается судов – никаких повесток я не получал и уверен, что ничего не получу. А смысл? На кого подавать в суд Лачплесису? На самого себя? На правду, которая была и в 2009 году, когда все это происходило: покупка голосов, заплаченные 200 000?

Мы все это понимаем. Уверен, что исков не будет – все это были человеческие эмоции.

- Тогда человеческий вопрос: затаили ли Вы обиду на Лачплесиса за тот момент, когда Вас снимали с поста мэра?

- Восемь лет назад на этот вопрос я бы ответил «да». Но 4 июня, наутро после дня выборов, мы с женой пили кофе, разговаривали, как проходили выборы, обсуждали результаты. Я пытался понять внутри себя: столько всего было, столько эмоций и грязи... И поймал себя на мысли, что все это было вчера.

После выборов мы встречались с Лачплесисом дважды. Об этом знает вся команда. И у меня абсолютно нет никаких обид на него. И я, наверное, впервые, понял: это и есть настоящая политика. Все эмоции должны остаться за бортом. Если мы пришли и победили, то мы должны работать с горожанами, на их благо. Что касается всей предвыборной грязи – это надо забыть. Если это будет в душе, внутри – это будет очень тяжело. И тогда за эти 4 года ты не сможешь выложиться на все 100 процентов. Тебя будет что-то оттягивать, мешать и отвлекать.

И нельзя забывать: как бы мы ни хотели, что бы мы ни делали – нам придется 4 года работать с командой Лачплесиса. Каждую неделю мы будем видеть его, представителей от его Латгальской партии. И с этим надо смириться. Смириться и понять, что горожане и им доверили свои голоса. И что в Думе они такие же депутаты.

Другой вопрос – готовы ли они работать с нами и забыть все, что было? Готовы ли они сесть за стол?

- И заключительный вопрос: мы сидим в прекрасном парке, созданном в том числе и Вашими руками. Откуда у Вас такая любовь к природной красоте?

- Я вырос на земле. Я знаю цену работе, работе на селе. Если мне сегодня дать плуг, я могу пахать, копать, сажать, работать на комбайне, на тракторе – у меня на это есть права.

 У меня была замечательная бабушка, она мне в детстве многое привила. А мое детство до школьных лет, в общем-то, прошло в лесу. Бабушка жила в Свенте, хутор находился в 3 км от цивилизации. Не было электричества – была керосиновая лампа. Я утром уходил, а вечером возвращался. У меня всегда были дикие животные: приносил маленьких кабанят, лосей, косуль, барсуков. С природой я с детства на «ты»!

Комментировать 39