Если что есть в Нидеркунах, так это храм 27

Местные жители грустно шутят, что даугавпилсское руководство, похоже, давно забыло, что в городе есть такой микрорайон, как Нидеркуны.

Воскресенье, около 9 часов утра. Всего 10 минут езды от центра Даугавпилса – и вы уже в Нидеркунах. По недавно заасфальтированной Пешеходной улице, минуя Господскую (да, не удивляйтесь, есть такие улицы в Нидеркунах) и Ветряную, за несколько минут можно не спеша дойти от автобусной остановки до улицы Жуков, где и находится старообрядческая моленная Благовещения Пресвятой Богородицы и Святителя Николы. Район словно вымер, по дороге не встретилась ни одна живая душа, разве что в самом храме теплится жизнь. Идет воскресная служба, которая начинается в 6 утра. Строго смотрят лики святых на потемневших иконах мощного 4-ярусного иконостаса, мерцают церковные свечи, радует взгляд роскошное паникадило. Густой запах ладана перебивает медовый свечной. Потрясающе проникновенно звучит голос отца Димитрия Савельевича Васильева, наставника Нидеркунской общины. Служба завершается проповедью о силе веры в исцеление душевных недугов.

И сам храм, и служба оставили удивительно доброе впечатление своей искренностью и домашним теплом. Никто не спешит уйти из храма. Прихожане, подавляющее большинство которых – пенсионеры, их молодой наставник, совсем не выглядящий на 32 года, легко соглашаются рассказать о своем храме, о жизни общины и самих Нидеркун.

Из прошлого храма

В одной из своих статей, посвященных Нидеркунам, латвийский историк Игорь Платонов приводит короткую заметку из публикации выдающегося деятеля старообрядчества Ивана Никифоровича Заволоко во 2-м номере «Родной стороны» за 1928 год: «Нидеркуны, Илукстскаго уезда. Местная староверческая община свою историю ведет с конца прошлаго столетия. После разрешения строить храмы в 1905 г. местными силами было собрано в самое короткое время около 2000 руб. и был выстроен староверческий храм на земле, подаренный общине сенатором Харякиным. Последний отпустил также в кредит весь необходимый для возведения храма материал...». Платонов выяснил, что сенатора с фамилией «Харякин» не было. Вероятнее всего, нидеркунским староверам помог депутат Госдумы 3-го созыва (1907-1912 гг.), купец 1-й гильдии, хлеботорговец, уроженец города Рыбинска Ярославской губернии Василий Александрович Карякин. Как во время встречи рассказала одна из прихожанок, «Землю планировали отдать или под строительство костела или старообрядческого храма. Но староверы оказались шустрее – быстро собрали деньги и застолбили участок. Иконы собирали несколько лет и всем миром». Датой официальной регистрации Нидеркунской старообрядческой общины и строительства моленной считается 1907 год. Нидеркунская община полностью автономна в управлении. Год назад наставником в ней стал уроженец Даугавпилса, выпускник 12-й средней школы Димитрий Савельевич Васильев. Он сменил о. Василия Ефимовича Васильева, которому из-за преклонного возраста было сложно выполнять свои обязанности. Председателем общины стала энергичная Кира Исаевна Савельева. С приходом этих людей общинники воспрянули духом.

Слово председателю «Недавно нашему храму исполнилось 110 лет, – рассказывает Кира Исаевна. – Мы его очень любим. Он очень красивый, уютный, с очень дорогими для нас иконами, потому что на них молились и к ним обращались за помощью несколько поколений староверов. У нас всегда были замечательные наставники, в том числе такие, как Аггей Григорьевич Волков, Леонтий Андреевич Болдавешко, Василий Ефимович Васильев. Сейчас в нашем храме служит молодой, очень грамотный, прекрасно исполняющий свои обязанности, неравнодушный к службам храма и заботливый к людям наставник Димитрий Васильевич Васильев. Несколько добрых слов хочу сказать о наших причетниках – людях, которые пришли в храм в молодые годы и с тех пор несут службу. Это Иван Изотович Лысов, Пульхерия Елиазаровна Григорьева, Надежда Федотовна Новикова, Зиновия Ерофеевна Иванова, Антонина Ивановна Волошун, Георгий Денисов. К сожалению, молодежь уезжает на заработки за границу, и с каждым годом в храм приходит все меньше и меньше прихожан. Пользуясь случаем, хочу обратиться к горожанам и пригласить их к нам в храм на клирос. Да, у нас немало нерешенных проблем, например, сохранение старинных икон, но мы стараемся их решить и очень надеемся на помощь отзывчивых людей, не равнодушных к судьбе исторических ценностей нашего города».

Короед-вредитель

В общении с прихожанами Нидеркунского храма поражало их отношение друг к другу, не как к давно знакомым людям, а как к близкой родне. Впрочем, люди и не скрывали, что встречаются не только в церкви, но в день по несколько раз друг другу звонят. Как вспоминала Антонина Ивановна, по домам местных староверов ходил художник – жил у них, кормился и писал иконы, которые люди потом дарили своему храму. Причем, ни в одной церкви города таких больших икон нет. Нидеркунский храм пережил Первую и Вторую мировые войны, сохранил иконы и церковные ценности в 90-е, когда многие церкви пострадали от грабителей. Но не уберегся от беды в наши дни. «Храм трижды пытались обокрасть, – подключается к разговору Димитрий Савельевич. – Но Бог миловал. Что нас особенно беспокоит – это иконы. Они в плохом состоянии, так как поедены жуком-короедом. Он переходит с одной иконы на другую, поэтому практически все они пострадали. К нам приезжал реставратор из государственной охраны памятников. Сказал, что прежде чем реставрировать, то есть восстанавливать иконы, нужно вытравить жука. Если этого не сделать, иконы превратятся в прах. Есть служба, которая может избавить от жука, но ее услуги стоят очень дорого. Да и сама качественная реставрация одной иконы стоит порядка 600-700 евро. Реставрация икон без травли жучка – дело бесполезное. Для нас очень важно найти тех, кто поможет нам решить эту проблему. Ведь эти иконы представляют ценность не только для прихожан храма, но и как культурное и историческое наследие для всех жителей Даугавпилса». Вредителей травят с помощью специального газа. Для этого само здание герметично закупоривают, окутывая пленкой, и в помещение запускается отрава, которая вредна для человека. Должно пройти не менее двух дней, чтобы короед и его личинки погибли. Как выяснилось, для Нидеркунского храма такая обработка обойдется от 50 до 70 тысяч евро. Храм посещает около 500 прихожан, и для них эта сумма – неподъемная. Прихожане не жаловались, но мельком в разговоре прозвучало, что в прошлом году они обращались за помощью к тогдашнему мэру Янису Лачплесису, однако получили отказ. Мол, церковь отделена от государства, вот и решайте свои проблемы сами. Это так, но тогда позвольте спросить: почему самоуправление рекламирует Нидеркунскую моленную как объект туризма? Кстати, в 2000 году, когда мэром Даугавпилса был А. Видавский, город нашел возможность выделить деньги на ремонт колокольни и крестов. Почему же сейчас власти находят средства на оплату всевозможных, иногда сомнительных мероприятий, на дотацию убыточных культурных учреждений, но не заботятся о сохранении исторического и культурного наследия. А народ в Нидеркунах живет, действительно, очень хороший…

В XIX веке в Нидеркунах жили рабочие предприятий и усадьбы Калкуны и железной дороги. Поселок застраивался в основном одноэтажными деревянными домами. Улицы были узкими и не мощеными. В 1924 году Нидеркуны присоединились к Гриве, а в 1953-м вместе с ней вошли в состав Даугавпилса. В Нидеркунах была своя школа – сначала 5-я, потом 1-я восьмилетняя. Последний выпуск состоялся в 1988 году. В 90-х перестало работать и единственное нидеркунское производство – тароремонтное и лесоторговое предприятие треста «Латвтара».

Если вы – человек неравнодушный и хотите помочь восстановить святые иконы Нидеркунского старообрядческого храма Благовещения Пресвятой Богородицы и Святителя Николы, то пожертвования можно перечислить на счет: LV04 HABA 0551 0126 9743 9 Swedbank

Комментировать 27