Жителей Латвии «кормит» Англия! 41

Безработица вернулась на докризисный уровень, в стране не хватает работников, зато гастарбайтеры прислали в Латвию почти 500 миллионов евро!

По данным Евростата, в прошлом году жители Латвии из-за границы получили денежных переводов на сумму 494 миллиона евро, при этом сальдо баланса платежей оказалось положительным – плюс 173 миллиона евро. Таким образом, жители Латвии получают из-за границы больше денег, чем отправляют туда сами.

Как признают в самом европейском статистическом агентстве, большая часть из этой суммы приходится на денежные переводы трудовых мигрантов. Получается, что даже уехав за границу, уже бывшие латвийцы по-прежнему поддерживают Латвию. При этом надо отметить, что статистика учитывает только официальные банковские переводы, однако не все банки такую информацию предоставляют. Кроме того, можно использовать и небанковские системы перевода денег. Поэтому реальные цифры наверняка повыше официальных.

Для богатых стран вопрос денежных переводов мигрантов не является существенным, но для бедных стран может играть существенную роль. В некоторых государствах денежные переводы мигрантов являются главной составляющей экономики и значительно превышают размер иностранных инвестиций.

По данным Всемирного банка, в Таджикистане денежные переводы уехавших составляют 31% от валового внутреннего продукта (а по данным Российского статистического агентства – целых 43% от ВВП), в Лесото – 29%, Самоа – 23%, Киргизии – 21%, Египте – 17%, Турции – 15%, Украине и Молдове – 10%.

В итоге бедные слаборазвитые страны стали специализироваться на трудовой миграции. В этих странах семьи специально отправляют старших детей на заработки за границу, чтобы затем жить на денежные переводы.

В результате исследований эксперты Всемирного банка пришли к следующему парадоксальному выводу – денежные переводы мигрантов в целом способствуют снижению уровня бедности и смягчению связанных с ней проблем. Во многих случаях они содействуют значительному развитию человеческих ресурсов, повышению расходов на здравоохранение и образование, более широкому доступу к информационно-коммуникационным технологиям, развитию предпринимательства, сокращают использование детского труда, а также помогают домохозяйствам легче переносить последствия экономического кризиса. Диаспоры могут стать важным фактором, способствующим увеличению объемов торговли, притоку капитала, внедрению технологий и знаний в странах происхождения – конечно, с той оговоркой, что речь идет о крайне бедных и слаборазвитых странах.

Если проанализировать ситуацию, то все вышесказанное в какой-то степени относится и к Латвии. Сколько жителей Латвии уехало за границу, до сих пор остается большим секретом. По приблизительным оценкам Министерства иностранных дел, за границей может проживать от 350 до 400 тысяч выходцев из Латвии. Самая большая община латвийцев находится в Великобритании – 100 тысяч человек, затем идут США, где проживает 96 тысяч латвийцев. В Канаде живут около 26 тысяч латвийцев, в Ирландии – 25–30 тысяч, в Швеции – от 5 до 30 тысяч человек, в Австралии – около 25 тысяч, в России – около 20 тысяч, в Бразилии – до 20 тысяч, в Германии – более 20 тысяч человек. Правда, Министерство иностранных дел учитывает и тех людей (и их потомков), которые уехали из Латвии еще во времена Первой республики и которые фактически полностью ассимилировались за границей, но с общей цифрой в 350–400 тысяч человек можно согласиться.

Как уже упоминалось, по официальным данным, из-за границы в Латвию прислали 494 миллиона евро с положительным сальдо платежей в 173 миллиона евро. Это говорит о том, что Латвия в Евросоюзе является все же бедной страной. Литва от своих мигрантов в прошлом году получила больше миллиарда евро с положительным сальдо в 665 миллионов евро. А вот в Эстонии ситуация более менее сбалансирована – перечисления из-за границы составили 111 миллионов евро при положительном сальдо в 65 миллионов.

Больше всех денег из-за границы получают поляки – 3014 миллиона евро при положительном сальдо в 2822 миллиона, затем идут Португалия, Румыния и Болгария. А вот среди стран-доноров (тех, кто перечисляет больше всего денег за границу) на первом месте оказалась Франция, у которой отрицательное сальдо платежей составило 9420 миллионов евро, затем идут Великобритания – минус 4632 миллиона евро, Германия – минус 4209 миллиона евро и Италия – минус 4012 миллиона евро. В целом ситуация получается логичная – бедные страны имеют положительное сальдо по перечислениям – то есть они получают деньги, а богатые страны имеют отрицательное сальдо, ведь это из них перечисляют деньги.

Если смотреть по годам, то больше всего денег Латвия в виде платежей получила в 2008 году – 899 миллионов евро при положительном сальдо в 313 миллионов евро. Затем ситуация стабилизировалась и ежегодно в виде перечислений латвийская экономика получала 500–600 миллионов евро. Причем все годы Латвия имела стабильно положительное сальдо по перечислениям. Вывод в целом получается неутешительный – Латвия по-прежнему является поставщиком рабочей силы в развитые страны Европы и, похоже, это стало нашей специализацией. Даже сейчас наша страна каждый год теряет около десяти тысяч человек. Свою экономику не удалось развить – будем зарабатывать за границей.

Кроме прямого вклада от полученных перечислений экономика Латвии получает еще и косвенные положительные эффекты. Здесь начинает работать принцип мультипликатора. Присланные деньги тратятся в Латвии, с них уплачиваются налоги (одного только НДС должно быть перечислено в бюджет в размере ста миллионов евро). Кроме того, эти перечисления уехавших создают спрос в секторе розничной торговле, услуг и помогают сохранить некоторое количество рабочих мест. При этом недавно уехавшие латвийцы еще не потеряли связей с родиной и во время отпуска регулярно возвращаются домой. Таким образом, они тратят здесь в Латвии заработанные за границей деньги, могут передавать деньги своим родным напрямую, чего не учитывает официальная статистика. Например, успешная деятельность аэропорта Рига в основном связана с обслуживанием эмигрантов. За первые десять месяцев 2017 года национальная авиакомпания airBaltic перевезла 3,007 миллиона пассажиров – это на 21% больше, чем в прошлом году.

Ну и нельзя забывать про сезонных рабочих, которые работают за границей, а живут все-таки в Латвии и тратят здесь же все свои заработанные деньги. В итоге общий вклад эмигрантов в экономику Латвии может составлять до 5% от ВВП и даже выше.

Ну и благодаря миграции Латвия очень успешно продолжает бороться с безработицей. По европейской методике подсчета безработицы в третьем квартале 2017 года безработица в Латвии составила 8,5% – это на 0,4% меньше, чем в прошлом квартале, и на 1% меньше, чем годом ранее. Количество же безработных составило 84,1 тысячи человек – это на 10,3 тысячи меньше, чем в 2016 году. НП по данным Агентства занятости, безработица составила вообще 6,6%, таким образом мы вернулись к докризисным показателям. Только уже много раз объяснялось, что рабочие места создаются не сколько в Латвии, сколько в Западной Европе. И безработица в Латвии падает потому, что в первую очередь безработица снижается во всем Евросоюзе – есть куда ехать на заработки.

Но у трудовой миграции есть и свои большие минусы. Главная беда Латвии состоит в том, что у нас низкая рождаемость и отрицательный демографический прирост. В таких условиях экспорт рабочей силы рано или поздно заведет экономику Латвии в тупик – люди попросту закончатся, некого будет посылать на заработки. И, судя по всему, этой критической точки мы уже достигли. Безработица действительно на низком уровне, бизнесмены жалуются, что им не хватает работников. Так откуда эти работники возьмутся, если 38% работающих получают зарплату на уровне минималки и ниже? Если так пойдет и дальше, правительству Латвии придется упрашивать Евросоюз, чтобы присылал нам побольше беженцев. Ведь кому-то надо в Латвии работать...

Комментировать 41