Анда Лице: многие живут в Латвии, не испытывая к ней любви. Ах, как запоздал перевод школ на латышский 36

"Эта строчка из популярного в своё время стихотворения Иманта Зиедониса «Не живите без любви» Латвии в юбилейный год надо принять за точку отсчёта и мерило, которым мерить все обязательства и работу. Она также даёт ответ на вопрос, почему нам не хватает великих идей, зато так много неудач и так мало веры в обещания, облечённые в столь прекрасные слова, - пишет Анда Лице в "Латвияс Авизе".

В стране живёт очень много людей, которые не испытывают любви к Латвии. Поют гимн, во время национальных праздников носят красно-бело-красную ленточку, но в своём сердце за Латвию не горят, ещё хуже - горят ненавистью к ней.

Неудивительно, что в стране нет великих идей. Согласитесь, удержаться на должности министра или депутата, или любой другой должности до пенсионного возраста нельзя назвать великой идеей. Алчность изъела страну как точильщик, и мы знаем, что останется после этого.

Какова великая идея страны в новый век? Переход школ на государственный язык ведь является решением вопроса с большим запозданием, а не великой идеей века.

В ХХ веке великой идеей было создание государства Латвии, эта идея создала великие личности, и они не дали потухнуть зажжённому пламени. Пока не будут определены и названы великие идеи этого века, многое, включая борьбу с преступностью, будет эдакой борьбой с ветряными мельницами.

Почему не увидеть конца бесконечным реформам в системе образования? Потому, что не хватает великой идеи о воспитании свободных, ответственных и творческих личностей, таким образом ставя точку тому, чтобы сама школа была эдакой тюрьмой мягкого режима со всеми соответствующими законами.

Преступность не уменьшается потому, что современные тюрьмы мало отличаются от тюрем прошлых веков, которые еще сильнее калечили людей. Наша система наказания пытается зло вылечить злом. Неудивительно, что из тюрем выходят не люди, в которых пробудилась любовь, а такие, в ком еще больше взращена ненависть и отвращение.

Ответственные лица притворяются, что этого не замечают, но, возможно, они таким образом удовлетворяют свою склонность к насилию? У государственной власти не хватает смелости сказать, что нынешний подход к пенитенциарной системе надо радикально изменить. Вот это бы и была великая идея, и Латвия могла бы стать примером для других стран!

Однако, во-первых, необходимо понять, действительно ли мы хотим перемен, которые, конечно, не будут легкими, и мы готовы что-то существенно поменять сперва в своём отношении и действиях. На самом деле вопрос довольно прост и требует прямого ответа: «Все ли в порядке со мной?»"

Комментировать 36