Наша история: латгальский пейзажист Франциск Варславанс и его династия 2

93 года назад,в начале 1924-го, в Риге открылась первая выставка известного латгальского художника Франциска Варславанса.

Латвийцам не забыть наши монеты-латы: ежики, аисты, муравьи, коровки, грибки… и подковки двух видов: кончиками вверх и вниз. С подковками не спешили расставаться –многие держали их в своих кошельках «на счастье».

Но мало кто знает, что автор дизайна этой «счастливой подковки» – Франческа Кирке, внучка известного латгальского пейзажиста Франциска Варславанса.

Записали Варславансом

Для Латвии династия художников – не редкость: Скулме, Акопяны, Зариньши, Янсонсы, Нейбурги, Фолкманисы...

Основатель династии Варславансов Франциск родился в небогатой семье: его отец был сапожником, мать зарабатывала стиркой белья. Да и фамилия у отца была иная – его звали Игнат Анчс. Просто когда отец поступал на службу в царскую армию, писарь по ошибке вместо фамилии «Анчс» записал название деревушки, откуда отец был родом –ВарславануСилоянской волости. Так и пошел с тех пор род Варславансов.

«Он был генетическим денди, очень статным, — вспоминала отца Вечелла, дочь Франциска Варславанса. — И дед наш, Игнат, служивший в царской армии, умел и в затрапезе выглядеть элегантным».

Как вспоминал брат художника, основатель Резекненского театра режиссер Антон Варславанс, отец обучалФранцискарисовать углем. Когда мальчик учился в четырехклассной русской школе, он уже сам начал рисовать цветными карандашами.

Жилось тяжело, и в поисках лучшей доли Варславансы сначала переезжают в Ригу, потом в Петербург, где Франциск поступает в художественную школу Императорского общества поощрения искусств. Его учителем был талантливый русский художник-пейзажист Аркадий Рылов. Директором школы и преподавателем композиции был великий Николай Рерих.

«На ура»

В годы Гражданской войны Франциск проехал всю Сибирь, сумел добраться до Владивостока, где сдружился с местными футуристами и некоторое время жил у поэта и художникаДавида Бурлюка, которого называли «отцом русского футуризма». Как рассказывала его дочь, «отец воспринимал революцию и Маяковского «на ура»». Во внешности самого Франциска было что-то от Владимира Маяковского, особенно когда Варславанс стал носить похожую прическу «под нолик».

19-летний уроженец Латгалии работал кочегаром на кораблях торгового флота, плавал в Китай, Полинезию, на Гавайские и Филиппинские острова, побывал в Бразилии. В 1920 году вернулся в Латвию, работал учителем рисования в Резекненскойгимназии и преподавал рисование в Национальном институте учителей. Благодаря своему таланту и трудолюбию Варславанс в Латвии получал художественные стипендии, которые позволяли ему учиться в Вене, Флоренции, Праге, Берлине, Риме и Париже. Франциск был влюблен в Париж. Он говорил: «В мире только два красивых города – Париж и Резекне».

Он был настоящим латгальцем

«У меня такое впечатление, что отец был обаятельным сердцеедом, но женщины для него были только объектом кокетства, – вспоминала Вечелла. – Я как-то читала трогательное письмо, присланное им из Парижа моей маме, в котором он рассказывал, как какая-то голландская старая дева влюбилась в него как в художника и как в мужчину. Она приходила к нему в мастерскую, покупала его работы, а потом однажды поцеловала ему руку. Он был шокирован».

Франциск не мог равнодушно пройти мимо нищего или калеки, бродячей кошки или собаки. Он всем старался помочь – этим он пошел в свою маму, которая тоже спешила любому прийти на помощь. В провинциальном Резекне на него порой смотрели как на сумасшедшего, потому что никто не носил таких странных, как у него, брюк-никербокеров (от ред. брюки-гольф, широкие брюки, собранные подколеном) и высоких клетчатых носков. Он любил классическую музыку Моцарта и Россини. Дочь назвал в память художника Тициана Вечеллио, картинами которого Франциск любовался во Флоренции. Из его довоенных работ мало, что сохранилось.

«Да, я истинный латгалец, – так о себе говорил Франциск Варславанс. – Во взгляде на мир латгальца влияние оказал католицизм, который везде заставляет искать простоту и аскетизм. И поиск этой простоты сказался на моих работах. Ни в одной картине я не ищу ярких эффектов – пусть мои работы говорят о глубоких человеческих чувствах. В этой простоте я вижу свой, если так можно сказать, латгализм».

Династия Варславансов

Когда латышского художника Юриса Димитерса, одного из лучших современных плакатистов мира,однаждыспросили, как он пришел в плакатное искусство, он ответил: «Хороший педагог был — Гунар Кирке, отец художницы Франчески Кирке. Он замечательно руководил секцией плакатистов».

Дочь Варславанса Вечелластала знаменитым художником по костюмам на Рижской киностудии. Гунар Кирке – отец Франчески Кирке и муж Вечеллы –ведущий график республики, был ректором Латвийской академии художеств.

Внучка Варславанса Франческа, одна из самых ярких представителей современного латвийского искусства, в этом году отмечает свое 85-летие.

А в следующем, 2019 году, исполняется 120 лет со дня рождения Франциска Игнатьевича Варславанса.

P.S.Использованы материалы rus.rezeknesbiblioteka.lv, studija.lv, lakuga.lv. монографии FrancisksVarslavāns.

Комментировать 2