Советская Латвия: криминальные разборки в юрмальских ресторанах 11

Как сообщает портал Press.lv, во второй половине 1980–х, когда появились кооперативы и "крыши", в Юрмале стало неспокойно. Криминальные разборки не обошли и знаменитые рестораны. Были убийства, взрывы. Об этом рассказывают бывшие сотрудники Юрмальского управления милиции: начальник криминальной милиции (полиции) Валерий Николаевич Сергеев и заместитель начальника уголовного розыска Михаил Ильич Хесин.

В советское время на курорт под Ригой старались попасть не только передовики производства, творческая элита, но и бандиты. Это был кусочек Запада, каких в Союзе насчитывалось немного. Если у тех, "кто жил на одну зарплату", нечасто была возможность приезжать сюда, то криминал наведывался постоянно. Со всей большой страны. Снимали в основном частные дома. Отдыхали шумно, но вели себя, как правило, мирно.

Среди излюбленных питейных заведений — ресторан "Юрас перле", кафе "Семь сестричек" в Майори на улице Йомас, бар "Рубин" в Дубулты. Примечательно, что "Рубин" находился под боком у правоохранителей — рядом с управлением милиции, а "Семь сестричек" — напротив прокуратуры и суда. Но это не снижало их популярность у криминала.

Во второй половине 1980–х, когда в глубине улицы Йомас в Майори открылся ресторан "Ориент", бандиты облюбовали его, а с конца 1980–х — фешенебельный "Кабург" в Меллужи. 8 июня 1990 года там и произошло первое публичное убийство в юрмальском питейном заведении.

Казанские против гомельских

— Перехлестнулись интересы двух преступных группировок — казанской и гомельской. Не поделили сферы влияния. Убийство было совершено публично, из обреза. Раскрыли его в течение двух суток…

Разборка преступных группировок, каждая из которых хотела собирать "дань" с дорогого ресторана, произошла в тот момент, когда в зале было полно посетителей. Одного из сотрудников ресторана бандиты пытали. Вторая группировка, приехавшая разбираться, начала подводить потерпевшего к обидчикам. С наставленным обрезом.

"Этот?" После утвердительного ответа прозвучал выстрел. Должен был быть и второй, но затвор заклинило. Один из потерпевших, утром приехавший на отдых из России, дал милиции приметы нападавших. На следующий день его должны были вновь допрашивать, но он спешно уехал домой.

Нетрудно представить состояние гостя: приезжает наконец–то на "кусочек Запада", идет в фешенебельный ресторан, а там стрельба. Его берут в заложники, наставляют обрез и спрашивают: "Этот?"…

След дезертира?

Двойное убийство произошло в "Юрас перле". Однако оно не связано с разборками преступных группировок. Убиты были двое — ночной сторож и уборщица. Убийство произошло ночью — между 4 и 4.30, ножом. Ничего не похитили.

— Убийцей был один из посетителей, который остался в ресторане с вечера и спрятался. Позже аналогичное убийство было совершено и в Литве — в кафе Клайпеды. При схожих обстоятельствах тяжкие телесные повреждения были нанесены человеку и в кафе "Сигулда" в Риге…

Во всех эпизодах отпечатки пальцев преступника совпали. Но задержать его не удалось. По одной из версий, это был дезертир, сбежавший из части и скрывавшийся.

В ресторане "Парус" в Лиелупе была и попытка убийства сотрудника угрозыска Юрмалы — на выходе его поджидали преступники. Жестоко избили. 30 дней милиционер находился в коме. Выжил. А бандитов задержали на третьи сутки. Ими оказались заезжие гастролеры — братья Балмасовы из Сургута.

Почерк Гитлера

Незадолго до развала страны юрмальские рестораны начали… взрывать. Ночью, когда там не было посетителей. В это время в Юрмале появилась доморощенная преступная группировка под предводительством Александра Гитченко по кличке Гитлер. Ее лозунг: "Чужим здесь делать нечего, мы сами должны "крыть объекты" и собирать мзду". Юрмалу в то время контролировала пардаугавская группировка.

Гитченко запомнился сотрудникам правоохранительных органов зверскими убийствами. Правда, не в кафе и ресторанах. А питейные заведения он решил взрывать. Те, в которых отдыхали бандиты конкурирующих группировок. Взорвал "Кабург", "Ориент", кафе возле прокуратуры, магазины… Хотел показать силу и запугать остальных.

Варианты с клофелином

Кражи в юрмальских ресторанах бывали редко. Самые известные — так называемые "клофелиновые варианты". Девочки "с социально заниженной ответственностью" подсыпали лекарство в спиртное — и человек на время отключался. Под видом оказания помощи его сажали в такси, увозили и обирали. То же самое проворачивали в номере гостиницы. Приходили в гости и подсыпали лекарство.

В отличие от Риги, на курорте не было отдельного подразделения по борьбе с проститутками. Хотя "девочки" Юрмалу не забывали. Вспоминаю анекдотичную историю, о которой мне рассказал еще один бывший сотрудник юрмальской милиции. Много "ночных бабочек" здесь появилось, когда в Лиелупе открылись теннисные корты — состоялся крупный международный турнир.

Пришлось потрудиться и путанам. Одна из них пожаловалась сотруднику милиции на то, что ее обманули: заплатили несколько тысяч итальянских лир, но оказалось, что на них можно было купить всего… пару коробков спичек. Она–то решила, что это большие деньги — тысячи…

— Так тебя изнасиловали! — воскликнул милиционер.

Неспортивная медаль Знарка

Редкими были в юрмальских ресторанах того времени и драки. Если и дрались, то уже вне кабачков — на улице. А самая известная произошла в "Юрас перле" — с участием нынешнего экс–главного тренера сборной России по хоккею, а тогда нападающего рижского "Динамо" Олега Валерьевича Знарка.

2 января 1988 года хоккеист в кругу друзей и родных отмечал в ресторане свое 25–летие. В том же зале расположилась большая компания Ивана Харитонова — известного авторитета, который впоследствии проходил по различным уголовным делам. До этого компания "Харитона" уже успела посидеть в ресторане "Русе" в Риге, но настроение им там испортили музыканты — отказались исполнять "для ребят из Московского района" песню "Любо, братцы, любо". А в "Юрас перле" словесная перепалка привела к тому, что Харитонов, подойдя к Знарку, натянул ему свитер на голову. Ответная реакция не заставила себя ждать.

— Я заступился за родственников, — рассказывал хоккеист. — Мы остались вдвоем с отцом спина к спине против десяти человек. Все остальные в зале под столами сидели. В той бойне все шло в ход: и стулья, и "розочки". Меня просто порезали всего. И отца тоже. Было страшно. Там беспредел был. Официанток душили телефонными проводами…

Артисты варьете в ходе процесса упоминали, что на выходе из гримерной их встретил "парень в черной кожаной куртке, с маленькими усиками", который избил троих артистов сразу, а потом еще одного — в гримерной. Вскоре он появился в зале с телефонным аппаратом и сразу разбил его о чью–то голову…

В списке пострадавших оказалось 15 человек, пять из которых были госпитализированы. Суд определил тогда участникам побоища разные сроки. В частности, Харитонов получил 4,5 года лишения свободы, его подельник Геннадий Валягин — 3,5 года. А Олег Знарок получил первую неспортивную медаль — "За охрану общественного порядка". Последствия той драки до сих пор можно заметить на лице тренера…

Комментировать 11