В деле о строительстве Ругельской дамбы точку ставить рано 46

Чтобы пересмотреть проект строительства защитной дамбы в микрорайоне Ругели, несколько десятков даугавпилчан создали общественную организацию «Ругельский берег».

«Мы собрали подписи, чтобы официально зарегистрировать свою организацию, – рассказывает жительница микрорайона. – В ближайшее время мы подадим иск в административный суд, чтобы проект возведения противопаводковой дамбы в Ругелях был приостановлен. Мы выступаем не за отмену проекта строительства дамбы, а за его пересмотр.

Почему нас не устраивает нынешний проект? Дело в том, что участки, на которых стоят наши дома, это первая линия Даугавы. И мы их покупали за очень большие деньги – потому что здесь был красивый вид на реку. Теперь перед нами, в 4-х метрах от наших заборов, хотят построить дамбу высотой в 2,5 м. Изменится вид из окон; появится пыль от велосипедистов, проезжающих по галечной дамбе; люди будут ходить по променаду и смотреть через наши заборы. Все это снизит стоимость нашей собственности. Естественно, нас это не устраивает».

Если перешедшие к действиям «потенциальные пострадавшие» подадут в суд иск, то на время его рассмотрения строительство будет приостановлено. Следовательно, график работ выполняться не будет, и самоуправление может лишиться европейских денег. Также неизвестно, что будет, если Дума суд выиграет, и издержки придется покрывать протестующим...

В Даугаве нет воды

«На общественном обсуждении мы выступили против поспешной реализации проекта строительства дамбы, но владельцы дач в Ругелях его поддержали, а их большинство, – продолжила даугавпилчанка. – Ничем не аргументируется такая большая высота дамбы. На этих участках последние 100 лет не было никаких наводнений: Гаек затапливает, нас – нет. Мы будем добиваться, чтобы Министерство среды пересмотрело границы затопляемых территорий.

Вы видели, какая дамба в Плявиняс? Это симпатичное невысокое сооружение. Наших два с половиной метра – это абсурд. Пусть сантиметров 80, метр – никто из нас не выступит против. Если вода поднимется до уровня такой дамбы в 2,5 метра – город затопит, и дамба тогда никого не спасет.

Я повторюсь: мы не против дамбы – мы просим изменить проект. Хотя вопрос о том, нужна ли вообще городу дамба, остается открытым.

Мы изучали проблему наводнений. Методы борьбы с ними могут быть двух видов – активные и пассивные. Пассивные – это строительство дамб, активные – строительство ГЭС и водохранилищ. В Беларуси построено 2 водохранилища. Планируется также строительство ГЭС в 40 км от границы с Латвией. Воды нет, ее не будет! Против чего дамба? Жаль напрасно выкинутых денег».

Белорусы нас затопят?

Глядя в последние годы на главную водную артерию страны – Даугаву, которую в отдельных местах можно перейти вброд – общественность била тревогу. Выясняли мнения гидрологов и гидроэнергетиков, большинство из которых одной из причин обмеления Даугавы называли возведение каскада ГЭС в Беларуси.

Еще в начале 2000-х годов наши белорусские соседи заявили о том, что планируют на Западной Двине построить 4 гидроэлектростанции. Ближайшая из ГЭС к Даугавпилсу будет возведена в Верхнедвинске, примерно в 25 км от латвийской границы. Проект будет завершен к 2020 году.

6 июля 2017 года была введена в эксплуатацию Полоцкая ГЭС, а через месяц, 31 июля, завершилось строительство Витебской гидроэлектростанции на Западной Двине. «Витебскэнерго» еще планирует реализовать проекты строительства ГЭС: Бешенковичской (мощность – 33 МВт, объем инвестиций – 186 млн долларов), Верхнедвинской (мощность – 13 МВт, объем инвестиций – 158 млн долларов) и Оршанской (5,65 МВт; $48,1 млн).

Стоит признать, что есть и иная точка зрения: белорусские ГЭС ухудшат ситуацию на Даугаве и приведут к дополнительной угрозе наводнений. Эта точка зрения базируется на ранней оценке возможного ущерба от строительства Даугавпилсской ГЭС.

Европа заставила

В ноябре 2007 года в силу вступила Директива Евросоюза по оценке и управлению рисками наводнений, обязавшая государства – члены ЕС, а значит, и Латвию:

- провести оценку всех водотоков и береговых линий с точки зрения рисков затопления;

- нанести на карту данные о площади затопленных территорий и ресурсах, а также определить количество людей, подверженных риску в этих районах;

- принять надлежащие и скоординированные меры по снижению рисков наводнений.

К 2011 году государства – члены ЕС должны были предварительно оценить риски наводнений и определить территории, где они существуют.

Для территорий, где есть реальные риски причинения ущерба наводнениями, к 2013 году необходимо было разработать карты опасностей наводнений и карты рисков наводнений. Эти карты устанавливают области со средней вероятностью (по крайней мере, 1 раз на 100 лет) и территории с экстремальной или низкой вероятностью затопления.

Для территорий, входящих в группу рисков, указывается количество жителей, которые могут пострадать, определяется экономический и экологический ущерб. И к 2015 году для этих зон необходимо было составить планы по управлению рисками наводнений. Такие планы должны содержать меры по снижению вероятности затопления и его возможных последствий.

Поэтому Латвия в последние годы вплотную занялась проблемой наводнений. Были составлены планы рисков наводнений бассейнов крупнейших латвийских рек, в т. ч. и Даугавы на 2016-2021 годы. Это и дало Латвии право претендовать на средства из еврофондов, направляемые на снижение риска наводнений. Именно тогда Даугавпилс и озаботился строительством Ругельской дамбы.

Поэтому было бы неверно утверждать, что в настоящее время в Латвии ничего не делается для мониторинга риска наводнений. Другая сторона вопроса – это доступность информации для общественности и ее качество.

Деньги счет любят

Один из доводов, которые приводят сторонники изменения проекта строительства защитной дамбы в Ругелях, это его возможное удорожание в процессе реализации.

Строительство дамбы для Даугавпилса вовсе не будет бесплатным: город должен будет из своего бюджета отстегнуть минимум 10% от стоимости проекта, а это около 250 000 евро. На разработку проектной документации уже были потрачены 33 000 евро.

Мало построить объект – за ним нужно ухаживать, а это дополнительные расходы. Сколько потребуется средств для дальнейшей эксплуатации дамбы – об этом нынешняя Дума не сообщает. Сейчас же именно владельцы участков первой линии Даугавы обкашивают берега реки и поддерживают здесь порядок.

В последнее время Даугавпилс постоянно сталкивается с проблемой, когда проекты, запущенные при мэре Янисе Лачплесисе и продолженные при Рихарде Эйгиме, постоянно дорожают, а сроки их сдачи отодвигаются на неопределенное время. Не будем голословными: на спортзал Польской гимназии дополнительно пришлось выделить 860 000 евро, на Дворец культуры – 500 000, на 26-й детсад – 340 000.

Какие финансовые риски ожидают Даугавпилс, если самоуправление начнет строить дамбу в Ругелях? Сколько дополнительно придется вложить городу, чтобы закончить стройку?

В качестве возможной альтернативы строительства противопаводковой дамбы рассматривался вариант углубления русла Даугавы и очистка фарватера. Однако этот вариант был признан краткосрочным и дорогостоящим. Фирма Zvidze провела исследование по модели от фирмы Procesu analīzes un izpētes centrs.

Чем закончится противостояние самоуправления и «Ругельского берега», говорить сложно. Но ясно одно: ставить точку в реализации проекта строительства защитной дамбы в Ругелях еще слишком рано.

В январе этого года Дума объявила конкурс на строительство в районе улиц Нометню и Акменю до р. Мельничка противопаводковой дамбы (длина – 3,4 км, ширина – 4,5 м), которая защитит от наводнения более 4 000 дачников и жителей микрорайона Ругели. Стоимость строительства составит 2,6 млн евро, из них 2,2 млн евро планируется получить из еврофондов.

В июне Даугавпилсское самоуправление и Центральное агентство финансов и договоров подписали соглашение о выделении еврофинансирования для строительства защитной дамбы. Были установлены сроки реализации проекта – 36 месяцев с момента подписания документа. Общественное обсуждение проекта закончилось в пользу строительства дамбы.

Комментировать 46