Мэр Даугавпилса предлагает жителям ул. Смилшу объединиться и требовать у думы выкупить свои дома, а у строителей — компенсации 28

1 ноября в Даугавпилсской городской думе собрались люди, которые теперь живут практически под новым мостом на улице Смилшу.

Их пригласили, чтобы вместе обсудить, что делать и как жить в таких обстоятельствах дальше. Мэр города Андрей Элксниньш видит выход в общем решении жителей о выкупе своих домов и совместном иске против строительной компании Binders.

История вопроса

Как «Чайка» уже писала, строить мост начали в 2017 году. Общественное обсуждение проводили в 2013. И, как уверяли чиновники, жители с проектом были ознакомлены и согласны. Однако, жители говорят, что согласия не давали и под таким документом не подписывались.

Подтверждает это и Андрей Элксниньш: «Была использована формулировка, что данный объект не нужно согласовывать. Ни один из жителей на реализацию данного объекта согласие не подписывал».

Что происходит сейчас

Путепровод готовят к сдаче в эксплуатацию, основные строительные работы закончены, устраняются недоделки. Мэр говорит, что «теоретически объект может быть открыт к 18 ноября, но окончательной даты ещё нет». Жители же, понимая, в какой ужасной ситуации они оказались, ищут из неё выход. Каждый по отдельности решает, как и кто должен компенсировать ему эти, мягко говоря, неудобства.

Позиции жильцов на этот счёт разделились. К моменту собрания собственники только двух домов хотели их продать. Остальные жители хотели компенсации: кто-то денежной, кто-то в виде определённых ремонтных или строительных работ. Причём, суммы, которые хотят получить люди, очень разные. У одного 15 тысяч евро, у другого – 5 тысяч примерно за одну и ту же площадь.

Кроме того, требования людей меняются. Указав сначала одну сумму, через время они приносят заявления с суммой побольше.

«И у нас появляются всё новые юридические проблемы. Мы не можем без экспертиз никому ничего выплатить, пока у кого-то требования очевидно завышены, кто-то несколько раз меняет сумму требований». Андрей Элксниньш считает, что при такой ситуации «мы ни к чему не придём и за следующий год, и через год».  

При этом, мэр уверен, что для жителей всё только начинается, и оценить масштаб их неприятностей в полном объёме они смогут после того, как мост будет открыт.

«Я уверен, что мы с вами будем здесь встречаться и через десять лет, когда у кого-то что-то будет протекать, трескаться и разваливаться. Это сейчас, кстати говоря, происходит с первым путепроводом. У некоторых домов там фундамент просел, у кого-то поплыло там что-то. Гарантий от строителей больше нет, но у самоуправления продолжаются эти проблемы».

Уверен мэр, что появятся у жителей и проблемы со здоровьем, и это тоже будет связано с мостом.

Общая претензия, которая объединяет большинство жильцов, всё же есть — это то, что мост заслоняет солнечный свет. В домах темно, целый день приходится пользоваться электричеством, да и за окном пейзаж – не позавидуешь.

«Думой объявлена закупочная процедура на проведение экспертизы на инсоляцию. Она определит, поступает ли свет в нужном объёме и насколько нарушены нормы по естественному освещению», — говорит мэр.

Но, по правилам Кабмина, такую экспертизу проводят с марта по сентябрь. То есть, её результаты можно будет получить не раньше, чем через год. И только тогда можно будет оценить эти нарушения по каждому конкретному дому.

Кто и за что должен отвечать

«Самоуправление может выплатить какие-то деньги жителям только на основании заключения нейтрального эксперта, который может сказать, в каком размере нанесён ущерб. Но самое важное сегодня в этом ущербе, определить, кто и за что отвечает», — говорит мэр.

Он пояснил, что самоуправление может отвечать за неудобства «общего характера»: мост под окном, мало света, едет машина – всё вибрирует, цена недвижимости упала. То есть, всё, что говорит о качестве жизни человека, которое однозначно ухудшилось. А вот за то, что во время строительства что-то отвалилось, потрескалось, обрушилось, или, как, например, у жительницы по ул. Смилшу, 4 повреждён фундамент и дом накренился, должна отвечать строительная компания, на которую надо подавать в суд. 

Что предлагает мэр

Андрей Элксниньш считает, что претензии людей обоснованы: полтора метра от моста до дома – это ненормально, мост перед окнами – это ненормально. «И несмотря на то, кто и когда разрабатывал проектную документацию, кто и в каком году подписывал договор о строительстве, я сегодня отвечаю за работу думы и моя задача — привести эту ситуацию к какому-то разрешению, которое устроило бы все стороны».

Мэр предлагает всем жильцам подумать над тем, чтобы продать свою недвижимость. Для этого дума готова провести её оценку за городские деньги. «Это облегчило бы весь процесс. Мы делаем оценку до и после строительства, эксперты определяют компенсацию. Мы забираем дом, вы получаете деньги или соответствующую жилплощадь, и всё на этом заканчивается. Там делается подъездная дорога, спортивная площадка или зелёная зона».

По поводу возможных разногласий по оценке недвижимости, мэр говорит, что сегодня сертифицированные оценщики очень строго следуют определённой методологии, и, если оценка проведена правильно, то большой разницы в сумме быть не может.

При этом мэр отметил, что у жителей есть хороший козырь: «У вас есть пример с домом по Смилшу, 5 – это единственный выкупленный самоуправлением дом в 2017 году за 42 тысячи евро».

Жильцы остальных домов могут ориентироваться на эту стоимость, говорит А. Элксниньш, так как при оценке должны применяться одинаковые принципы для всех.

По поводу тяжб со строительной компанией, мэр говорит следующее: «Мы понимаем, что бросать вас под этот танк нельзя. Наш юридический департамент сделает для тех домов, которым нанесён ущерб в ходе строительства, исковое требование в отношении строительной компании. И дума в этом поможет, мы подготовим все документы. Мы вас не оставим».

Ещё мэр советует жителям создать общество «пострадавших жильцов улицы Смилшу». Он обещает помочь им с хорошим юристом, который бы грамотно мог представлять их интересы во всех инстанциях.

Что решили жители

Во время собрания ещё несколько человек сказали, что готовы подумать о продаже своих домов, при условии, что дума проведёт оценку их недвижимости за свой счёт: «Мы должны понять, сколько стоит наша недвижимость, а потом решать. И не мы виноваты, что мы в такой ситуации оказались».

Каждого из них беспокоит вопрос, можно ли будет потом на эту компенсацию купить новое жильё.

В итоге, мэр пообещал жителям, что до конца декабря дума проведёт оценку их недвижимости, и на следующем собрании, которое запланировали тоже на конец декабря, жильцы решат, что им делать дальше.

Комментировать 28