Как в Латвии заражаются СПИДом 11

В жизни человека порой случаются события, раскалывающие его бытие на до и после. Жизнь людей, рассказавших нам свои истории, на до и после разделили три страшные буквы — HIV, или ВИЧ, вирус иммунодефицита человека.

До — были повседневные заботы, планы и вера в светлое завтра. После — тяжелый путь, в котором сначала были шок и депрессия, потом — страх и непонимание, как жить дальше. И, наконец, осознание того, что ВИЧ — это не смертный приговор. При правильном образе жизни.

"Чужие поддержали, свои — предали…"

Ирена, 46 лет

— Я работала за границей, ухаживала за пожилым человеком в семье и за дополнительную плату убирала дом. В какой–то момент почувствовала, что со здоровьем происходит что–то неладное, и работодатели отправили меня к врачу. Мне выписали лекарства и предложили сдать анализы. Через несколько дней мои работодатели позвали меня на разговор. Услышанное повергло меня в шок: "У вас обнаружили ВИЧ!"

Работодатели оказались понимающими людьми. Посочувствовали и выразили готовность помочь. Вручили кучу информационных буклетов, куда в их стране можно обратиться за помощью — как медицинской, так и психологической. Я же чувствовала себя так, словно мне огласили смертный приговор. В голове полный туман, сквозь который пробивается только отчаянный вопрос: почему это произошло именно со мной? И как?

Некоторое время спустя мне удалось немного прийти в себя. О работе не могло быть и речи. Единственное, что я хотела в тот момент, это как можно скорее вернуться домой.

Я очень надеялась на поддержку со стороны семьи, друзей. Но, как оказалось, переоценила и тех и других. Самым страшным ударом был поступок моей родной сестры: я рассказала ей о поставленном мне диагнозе, а она "по секрету" передала эту информацию дальше — родителям, родственникам, знакомым… И очень скоро я в полной мере ощутила на себе, что такое обывательские предубеждения. Не секрет, что, несмотря на массу доступной информации о ВИЧ, в обществе до сих пор сильны предрассудки, что заразиться ВИЧ могут только наркоманы, люди с нетрадиционной ориентацией, поставщики интим–услуг и прочие представители группы риска. И раз ты инфицирован — значит, "из этих", и держаться от тебя надо подальше. Все, на чью помощь я так надеялась, отвернулись от меня, оставив один на один с болезнью. Ощущение, что ты предан и одинок, было настолько страшным и гнетущим, что я даже на некоторое время прервала предписанную мне терапию. Не могла понять: почему чужие люди в чужой стране были готовы поддержать, а родные и близкие отвергли?

К счастью, наряду с испытаниями судьба послала мне и "спасательный круг" в лице врачей, психологов. Неоценимой была помощь общественных организаций, которые оказывают поддержку людям с таким диагнозом. В конце концов я осознала, что этот диагноз — не приговор, разумеется, если в точности выполнять все предписания лечащего врача и вести нормальный образ жизни. Жизнь более или менее налаживается: чувствую себя неплохо, приобрела новых друзей, новое окружение. Нашла работу, где не требовалась медицинская книжка. Но ни коллегам, ни начальству о своем диагнозе я не сообщила: хватит с меня горького опыта из "прошлой жизни"… Подарок ночной бабочки

Виктор, 52 года

— О том, что я инфицирован, узнал случайно. Нужно было пройти одну манипуляцию в больнице, а перед этим сдать анализы. Выяснилось, что у меня ВИЧ. Сначала не поверил, пошел сдавать анализы повторно. И уже сомнений быть не могло.

Конечно, сам виноват. Несколько лет назад был в командировке за границей — ну и нашел себе приключение на одну ночь. Был хорошо навеселе, слабо помню, но, казалось, что некоторые меры предосторожности предпринимал. И тут такой подарок!

Психологическая ломка была страшной. Будущее рисовалось в самых жутких красках. Отчаянно хотелось поделиться бедой хотя бы с самыми близкими — однако зная, как относятся в нашем не слишком информированном в таких делах обществе к подобным диагнозам, решил воздержаться от откровенности. Единственный человек, которому я все рассказал, была моя гражданская жена. Я был обязан дать ей возможность выбора — остаться со мной или уйти. Она приняла решение остаться, за что я ей очень благодарен. И еще я бесконечно благодарен медикам и членам общественных организаций, которые оказывают поддержку людям, у которых выявлен ВИЧ: такая поддержка, особенно на первых порах, когда земля уходит из–под ног, просто бесценна.

Лечение я начал оперативно, болезнь не успела серьезно навредить моему иммунитету и была взята под жесткий контроль. Сегодня на повседневную жизнь диагноз практически не влияет: у меня уже вошло в привычку в определенное время принять лекарство и раз в три месяца посещать врачa–специалиста.

Стыдная болезнь?

На исходе прошлого года Латвийская ассоциация инфекционистов, гепатологов и специалистов по ВИЧ/СПИДу (Latvijas Infektologu, Hepatologu un HIV/AIDS specialistu asociācija — LIHHASA) провела дискуссию на тему "ВИЧ в Латвии: куда идем?". В ходе дискуссии специалисты попытались оценить, какова ситуация с ВИЧ в стране и что необходимо предпринимать, чтобы ограничить распространение болезни, какие профилактические меры для этого необходимы.

Выяснились неутешительные факты: несколько лет подряд Латвия является в Европе лидером по числу диагностированных новых случаев заражения ВИЧ. Если на 1 января 2019 года на учете состояло 7669 пациентов, то уже к концу года было зафиксировано еще 303 случая заражения. При этом у 44% "новеньких" инфекция была диагностирована в достаточно запущенном состоянии. Логично предположить, что, не подозревая о наличии у себя ВИЧ, эти люди в течение многих лет одаривали вирусом как своих сексуальных партнеров, так и пользуясь общим шприцем в определенных группах. Не говоря уже о том, что они ничего не предпринимали, чтобы сохранить собственную иммунную систему.

Проблема, вынуждающая людей всячески скрывать свой диагноз от окружающих, — предубеждение и предрассудки, царящие в нашем обществе по отношению к людям, инфицированным ВИЧ. Прошлогоднее исследование "Индекс стигмы ВИЧ" (stigma /греч./ — клеймо, пятно, отметина) выявило весьма нелицеприятную картину: абсолютное большинство респондентов — пациентов ВИЧ (83%) — признали, что боятся рассказать кому–либо, даже самым близким людям, о своем диагнозе. 24% указали, что скрыли это от своих друзей, 92% — от работодателей. Почти половина (47%) признались, что ощущают чувство вины, а 52% — что стыдятся своего диагноза.

Это же исследование выявило, что часть ВИЧ–инфицированных отказались от медицинских услуг (7%), поиска работы (6%), изолировали себя от друзей и семьи (17%).

"Можно сделать вывод, что осторожность людей с диагнозом ВИЧ не является необоснованной, поскольку в латвийском обществе по–прежнему царит неоправданно предвзятое отношение к людям, живущим с ВИЧ", — говорится в резюме исследования.

Со мной такого не случится

Существует ряд болезней, с которыми обычный среднестатистический житель никак себя не ассоциирует, поскольку свято уверен: "Меня это не касается и никогда не коснется". К числу таких болезней люди традиционно относят ВИЧ и СПИД, искренне считая проблему актуальной лишь для определенных социальных групп.

Между тем почти треть инфицированных заполучили ВИЧ как раз в гетеросексуальных контактах. В числе пациентов и молодежь, и люди среднего возраста, и даже старшего. Недавно в мир иной ушел самый известный ВИЧ–пациент–долгожитель — ему было 100 (!) лет. ВИЧ у него обнаружили в 75 лет, и все оставшиеся годы он лечился, принимая таблетки. Жертвой ВИЧ может стать человек в любом возрасте и с любым социальным статусом — как представитель социального дна, так и успешный, респектабельный человек. И отнюдь не всегда по причине асоциального поведения.

Убить нельзя. Обуздать — нужно

В настоящее время вирус иммунодефицита человека квалифицируется как хроническая, но управляемая болезнь. Своевременно установленный диагноз и правильное употребление лекарств может снизить активность вируса в организме настолько, что носитель ВИЧ перестает быть заразным — а значит, не может представлять опасности для окружающих.

Важным шагом в борьбе с ВИЧ стала отмена ограничений на получение терапии: с 1 октября 2018 года лечение в Латвии стало доступно любому пациенту с момента, как у него был выявлен ВИЧ, за государственный счет.

Что делать, если возникли подозрения на ВИЧ?

1. Диагностика

— Если врач замечает подозрительные симптомы, он посылает пациента на ВИЧ–тест;

— пройти тест можно анонимно — в любом из ВИЧ–пунктов или платно в любой лаборатории;

— попробовать стать донором. В Государственном донорском центре кровь всегда тщательно проверяют.

2. Если в крови констатировано наличие ВИЧ, следует обратиться либо в Латвийский инфектологический центр, либо в отделение инфектологии больницы Страдыня, либо в ближайшую к месту проживания региональную больницу (отделение инфектологии) — и пройти повторный тест.

3. Если диагноз подтвердился, следует обратиться к специалисту–инфектологу. Обычно лечение сводится к необременительному приему соответствующих лекарств. В остальном ограничений нет. Лекарства бесплатные (100% компенсирует государство), пациент платит 0,71 € за выписку рецепта.

4. Обычно лекарства выписываются на три месяца. Это означает, что раз в три месяца пациенту следует посещать врача и регулярно сдавать анализ крови. В точности следуя указаниям врача, можно задавить вирус настолько, что пациент перестает быть источником заражения для окружающих. Специалисты едины во мнении: при условии правильного лечения и здорового образа жизни ВИЧ–пациент может прожить долгую и счастливую жизнь. Главное — вовремя обнаружить врага и, призвав на помощь специалистов, максимально сохранить свое здоровье.

ВИЧ может передаваться:

* при сексуальном контакте без использования презерватива через слизистую оболочку;

* через кровь:

— при совместном использовании игл, шприцев и другого инъекционного оборудования;

— при использовании нестерильного инструментария для татуировок и пирсинга;

— при переливании крови, содержащей вирус.

* от матери к ребенку:

— во время беременности (через плаценту);

— при родах (через контакт с кровью матери);

ВИЧ НЕ может передаваться:

* при объятиях и рукопожатиях. Исключение — случаи, если у обоих имеются кровоточащие ранки на коже;

* через средства личной гигиены. Полотенца, одежда и постельное белье не могут быть переносчиками ВИЧ. Вирус быстро погибает во внешней агрессивной для него среде;

* при посещении бани, бассейна, приема ванны: в воде вирус быстро погибает;

* при поцелуях. Исключение — случаи, если у обоих партнеров во рту должны быть свежие кровоточащие ранки;

* через укусы животных или насекомых. ВИЧ может существовать только в организме человека;

* при сдаче крови на анализ, поскольку при этом используются одноразовые стерильные инструменты;

* при сдаче анализа крови, в косметических кабинетах, в стоматологии и т. д. — при условии, что там производят качественную дезинфекцию инструментов.

Комментировать 11