С «удалёнки» на «сокращёнку»: латвийцам предлагают немецкий порядок работы 11

Латвийская конфедерация работодателей (LDDK) призывает внедрить в Латвии схемы сокращенной занятости с сокращенным рабочим временем. Такой вариант может стать решением для обеспечения краткосрочной занятости в условиях кризиса, когда уже закончилась выплата пособий по простою.

Сейчас нечто похожее действует в Германии, и там считают, что именно сокращенное рабочее время (Kurzarbeit) стало самой эффективной мерой помощи государства бизнесменами и рынку труда. Давайте же попытаемся разобраться, что это может означать на практике.

Чтобы сохранить рабочие места

В Латвии сегодня один из самых высоких показателей скорости роста безработицы в Европейском союзе, указывает LDDK. О чем это говорит? Многие предприятия в условиях нынешнего кризиса не могут сохранить рабочие места.

В этой ситуации LDDK призывает создать систему кратковременной занятости — не только для нынешнего кризиса, но и для будущих чрезвычайных ситуаций или случаев, когда предприятия по другим причинам попадают во временные трудности.

Генеральный директор LDDK Лига Меньгельсоне пояснила журналистам, что схема сокращенного рабочего времени даст возможность занимать сотрудника меньшее количество часов или дней, не увольняя его. Таким образом работодатель может быть более гибким, сохранить расходы на рабочую силу, но не ликвидировать рабочие места, а также сэкономить на пособиях по увольнению.

Плюсы от такой системы очевидны:

"У работников меньше стресса по поводу возможной потери работы, уменьшается риск безработицы, равномерно распределяется нагрузка и доходы. В свою очередь, в стране в целом более низкий уровень безработицы, не останавливается потребление и обеспечивается дальнейшее возобновление хозяйственной деятельности. Альтернатива — это уже безработица!" — говорит Меньгельсоне.

LDDK призывает правительство в ближайшее время внедрить схему сокращенного рабочего времени в Латвии, используя различные источники финансирования, например, Европейский инструмент поддержки для уменьшения риска безработицы в чрезвычайных ситуациях — SURE.

Что существенно: в рамках этой программы на все страны ЕС предполагается выделить 100 миллиардов евро. И этот опыт уже хорошо себя зарекомендовал в других странах ЕС.

Kurzarbeit: как компенсируются зарплаты

Институт немецкой экономики (IW) в Кельне пришел к однозначному выводу, что лучшим инструментом госпомощи во время кризиса является именно Kurzarbeit, пишет dw.com.

К концу нынешнего апреля заявки на участие в режиме Kurzarbeit подала уже 751 тысяча фирм — около трети всех зарегистрированных в Германии предприятий, платящих взносы в фонды социального страхования и имеющих право воспользоваться этой программой. Для участия в ней заявлены 10,14 миллиона человек — примерно каждый третий наемный работник в ФРГ, сообщило Федеральное агентство по труду (Bundesagentur f?r Arbeit, BA).

Так что популярность и востребованность этого инструмента государственной помощи бизнесу более чем очевидна. Свою эффективность он уже доказал во время предыдущей тяжелой рецессии в ФРГ в ходе всемирного финансово–экономического кризиса 2008–2009 годов.

Суть немецкой модели Kurzarbeit в том, что государство берет на себя выплату зарплат работникам предприятия на тот период, когда оно из–за кризисной ситуации временно не в состоянии само это делать. При этом решаются две ключевые задачи.

Во–первых, предприятиям помогают сохранить квалифицированные кадры в момент частичного или даже полного простоя и избежать массовых увольнений. Это крайне важно, к примеру, для весьма характерных для Германии средних и малых высокоспециализированных машиностроительных компаний: стоит им однажды растерять костяк хорошо обученных работников, и они рискуют уже не восстановить производство.

Во–вторых, работникам предприятий помогают сохранить на приемлемом уровне регулярные доходы. Ведь если им придется обратиться за пособием по безработице, это может обойтись государству еще дороже.

На практике предоставление компенсаций выглядит так: пока есть работа, зарплату сотруднику оплачивает предприятие. Если заказы кончились (на промышленном производстве) или бизнес остановился, например, из–за карантина (в сфере услуг), государство берет на себя выплату 60 процентов прежнего чистого заработка, а при наличии ребенка — 67 процентов.

Впредь, в зависимости от продолжительности выплат, компенсировать можно будет соответственно 80 и 87 процентов, решило в конце апреля правительство ФРГ. Деньги на это у BA пока есть: в последние годы страховые взносы на случай безработицы обеспечили агентство по труду благодаря рекордно высокой занятости резервы в размере 26 миллиардов евро.

Опыт других стран

На важность сокращенного рабочего времени для уменьшения социально–экономических последствий Covid–19 обращает внимание и Европейская комиссия, анализируя опыт разных государств, указывает LSM.lV

Как свидетельствует информация, представленная Европейской комиссией, в конце апреля 2020 года на сокращенном рабочем дне работали 20–25% работников. Между странами большой разброс в количестве таких работников. Например, в Чехии их было менее 3%, тогда как во Франции и Италии — более 40%.

В странах, где сокращенная схема рабочего времени уже существовала до кризиса Covid–19 (Бельгия, Германия, Франция, Италия, Люксембург, Австрия, Португалия, Испания, Финляндия, Швеция и др.), были упрощенные административные процедуры получения поддержки для работников, еще больше сокращены расходы работодателей, продлен срок поддержки и увеличен размер публичных вложений.

В Австрии, Бельгии, Франции и Германии сокращенные схемы рабочего времени как инструмент для преодоления экономических кризисов действуют вот уже около 100 лет.

Вместо морали

Сейчас число вакансий в Латвии по сравнению с докризисными временами резко упало. Если в начале марта было около 30 тысяч вакантных рабочих мест, то сейчас их примерно 17 тысяч. По прогнозам некоторых экспертов, безработица может достичь двузначной цифры (сейчас — 9,4%).

Тут кто может сказать: "Рабочие места все же есть. 17 тысяч — это немало".

Но безработица увеличилась больше всего за счет сферы услуг: ресторанов, гостиниц, туризма. А примерно 50% нынешних вакансий — это строительный сектор: сейчас сезон, работы много. Понятно, что гостиничные и ресторанные работники не могут быстро переквалифицироваться в строителей. Это попросту невозможно, комментирует общую ситуацию ЛР4. И приводит в этой связи слова производственников: люди опять начали уезжать за границу.

О минимальной зарплате

В Латвии сейчас начали обсуждать тему повышения минимальной зарплаты — возможно, это произойдет с нового года. Пока звучит цифра 500 евро в месяц (это около 2,8 евро в час).

Тем временем Германия также планирует повышать минимальную зарплату. В ФРГ планируется повышение в четыре этапа, чтобы до середины 2022 года минимальная оплата ЗА ЧАС достигла 10,45 евро. В настоящее время ставка минимальной зарплаты в Германии составляет 9,35 евро.

Что эти цифры означают для многих латвийцев? Мотивацию для отъезда.

Комментировать 11