Лилиана Илгач — об учебе в Страдыня, работе в «скорой» и планах на будущее 39

В рамках программы New East Балтия при поддержке Zinc Network неправительственная организация New East подготовила серию материалов об интересных и творческих людях Даугавпилса.

Как пишут о себе сами авторы проекта на фейсбуке, «New East – это негосударственная культурно-образовательная программа, основанная на междисциплинарном подходе к решению локальных проблем, вовлечении потенциала жителей на преобразование культурного кода среды. Это возможность для развития человеческого капитала и творческой среды. Наши проекты нацелены на развитие медиа грамотности, критического мышления, творческих индустрий, процессов интеграции, культурной среды».

В этот раз члены организации пообщались с Лилианой Илгач, студенткой Рижского университета им. Страдыня, работником неотложной медицинской помощи.

"Много лет убеждала себя в том, что я интроверт, пока не перестала заикаться и научилась не бояться разговаривать с людьми. Верю в Валгаллу, поэтому без боя не сдамся",- так про себя говорит Лилиана.

"Рост в 185 сантиметров для меня не стал преградой работать на скорой, хоть это и стоило мне пару шишек на голове от потолка скоровского Мерседеса. Но всё, что нас не убивает, делает нас сильнее!"

- Откуда ты? Как давно переехала в Ригу?

- Родилась и до 18 лет жила в Даугавпилсе. После окончания Даугавпилсской государственной гимназии поступила в Рижский университет им. Страдыня и переехала в столицу. И вот уже четвертый год живу, учусь и работаю в Риге.

- Откуда такой интерес к медицине?

- Нас на первых занятиях в начале каждого семестра преподаватели спрашивают, почему мы пошли в медицину. Я обычно отвечаю, что после окончания школы понимала, что меня ничего не интересует, но медицина не интересует меньше всего. Правда. Хотя, к поступлению я начала готовиться уже с десятого класса школы. Знала, что буду поступать только в Рижский университет им. Страдыня и только на программу “Медицина”. Была готова ждать год, если бы не получилось поступить с первого раза, но в итоге так себя напугала и замотивировала этим вариантом развития событий, что очень хорошо сдала экзамены, была в десятке первых поступивших и попала в группу к очень целеустремленным и педантичным коллегам, которые помогают разжигать мой интерес к медицине вот уже четвертый год подряд.

В тот момент поняла, что, оказывается, работа и усилия правда могут быть оценены и грею себя этим воспоминанием, когда не получается что-то понять или выучить с первого раза. Всё будет, главное начать, видеть цель и идти к ней.

- Чем занимаешься кроме учебы? Может где-то работаешь?

- Пытаюсь не только учиться, но и заниматься другими вещами (но тоже вокруг и около медицины). Работаю в Службе Неотложной медицинской помощи, занимаюсь научной деятельностью, являюсь добровольцем в Рижской Восточной клинической университетской больнице, узнаю больше о жизненных реалиях врачей. Также принимаю участие и помогаю в организации различных мероприятий Студенческого самоуправления своего университета. Всегда нахожусь в поиске интересных людей и мнений, поэтому всегда рада встретиться с кем-то за чашкой кофе или бокалом пива в "Ёжике".

- Как думаешь, какие качества тебе могут помочь стать хорошим врачом?

- Честность. Пациент всегда обязан знать правду о своей болезни или здоровье, поэтому нужно уметь рассказать о них доступным языком и подбирая правильные слова. Поэтому учусь разговаривать с обычными людьми не по-медицински; а из-за того, что всё моё окружение – медики, это усложняет уровень данной задачи.

Упрямство. Как сказала моя подруга и коллега “ты додятлишься до любого”. Уже сейчас это качество помогло мне быть там, где я хочу быть – работать, волонтёрить и заниматься наукой, что вносит большой вклад в моё профессиональное будущее.

Самокритичность. Мне кажется, никогда не буду думать, что всё уже знаю и умею, что является отличным стимулом не останавливаться на достигнутом и продолжать совершенствоваться. Но иногда это качество мешает – могу долго переживать о ситуациях, в которых не всегда есть моя вина – пациенты и коллеги на моём пути встречаются разные.

- Как ты не теряешь мотивацию в такой сложной учебе?

- Всегда нахожу мотивацию в своих коллегах. От первокурсников до эскулапов латвийской медицины.

Уже третий год являюсь ментором для первокурсников – смотрю в горящие глаза юных коллег, желающих скорее надеть белый халат, держать в руках настоящие кости, искать на них сотни анатомических структур, побывать в отделениях больниц, сделать первую внутримышечную инъекцию пациенту. Мотивация первокурсников заряжает меня в начале учебного года.

Учась в первой группе, держать планку в течении семестра мне помогают мои одногруппники. Коллеги педантично и с перфекционизмом подходят к освоению всех тем на каждое занятие, всегда задают вопросы преподавателям, зачинают дискуссии, в которых хочется принимать участие и изучить конкретный вопрос после занятия, поизучать научные статьи на эту тему.

- Кроме эксматрикуляции в 2023 году, какие твои мечты?

- Да, праздничной эксматрикуляции или иными словами – отчисления по причине окончания обучения в университете, жду я и еще около 170 моих коллег - однокурсников. Ведь тернии длиною в шесть лет когда-то должны окончиться звездами? Говоря о мечтах, предпочитаю называть их иным словом – планы. Они в моем сознании сами синтезируются в комплекте с огромной дозой мотивации – мне остаётся только удивиться крутости задумки и придумать тактику по достижения придуманного. Из главных целей – поступить на желаемую специальность радиолога-диагноста и быть хорошим специалистом в своей области.

- Хочешь остаться работать в Латвии, или планируешь уехать?

- Ответ на этот вопрос – продолжение предыдущего. Если получиться занять государством оплаченное бюджетное место на резидентуру – останусь здесь. Параллельно работе врача-резидента в больнице, планирую продолжить работу на скорой, но уже не помощником, а руководителем бригады. В работе радиолога-диагноста редко встречаются такие интересные для меня манипуляции, как осмотр пациента, сбор анамнеза, обеспечение прегоспитальной терапии, интравенозные катетеры, а на скорой - всё это будут мои основные обязанности. Хотелось бы и преподавать молодым коллегам в своей Alma mater и продолжать научную деятельность уже в области радиологии.

- Что тебе не нравится/нравится в нашей системе здравоохранения? Какие проблемы ты уже замечаешь?

- В первую очередь, в глаза всегда бросаются минусы и много грустного приходиться слышать от старших коллег, а самой мне пока еще не довелось побывать в эпицентре больничной жизни, поэтому о плюсах знаю мало.

Огорчает тот факт, что в нашей системе здравоохранения нет общей базы данных пациентов, где в доступной форме были бы отображены все заболевания пациента, аллергии, выписанные ранее медикаменты, результаты анализов и обследований последних лет – то-есть, попав в любую больницу нашей страны, твой врач сразу увидел бы полную историю болезни и максимально быстро назначил бы нужное обследование или лечение. Зачастую пациент приходит как белый лист бумаги, может не знать или не помнить все свои болезни. По названиям медикаментов, врачу приходиться вычислять, от каких возможных болезней их мог выписать предыдущий лечащий врач и, исходя из предположений, назначать дальнейшее лечение.

Государственная медицинская база данных помогла бы и науке – быстрый доступ к всевозможным клиническим показателям, возрастным группам пациентов дал бы возможность анализировать ситуацию в нашей стране и статистически выявить особенности латвийской популяции, что могло бы улучшить подход к диагностике и лечению конкретных заболеваний.

- Считаешь ли, что в Латвии не хватает специалистов/врачей/медперсонала? Как можно решить эту проблему?

- Все говорят, что не хватает, но у Министерства здравоохранения, другая статистика, связанная и с возможностями клинических больниц обеспечить обучение и рабочие часы врачам-резидентам. Примерно на 230 выпускников-врачей Министерство каждый год выделяет 190 бюджетных мест на основные специальности, из которых 45 - выделенные специальности семейного врача, которая, для большинства не является выбором первого приоритета. Поэтому нам остаётся идти на не желаемую специальность, пробовать поступать через год, подписывать договора с региональными больницами или уезжать за границу, где с поступлением и финансовой поддержкой зачастую ситуация лучше, чем в Латвии.

- Ты будущий молодой врач, есть ли для тебя какие-то программы поддержки-стипендиальные, возможности практики и работы в регионах и т.п.?

- Да, многие региональные больницы очень нуждаются в молодых специалистах, поэтому пытаются заинтересовать нас, пока еще студентов, стипендиями, жильем в городе конкретной больницы, надбавками к зарплате. Но у всех есть условие – отработать конкретное количество лет в региональной больнице. Пока не хочу привязывать себя ни к одной из них. И, к сожалению, в регионах меньший интерес к науке, обучению молодых врачей, так как оба университета реализующие программу “Медицина”, находятся в столице и, как я уже говорила ранее, хочу связать свою будущую профессию еще и с преподаванием, а работая и живя не в Риге, придётся от этой мечты/цели отказаться.

- Твои планы на ближайший год?

- С теперешней эпидемиологической обстановкой в Латвии и мире, сложно что-то планировать, но точно буду совершенствовать свои знания и умения для работы на скорой, потому что на данный момент, это единственное место, где могу полноценно быть и заниматься любимым делом.

Очень хочу вернуться на очные занятия в университете и больницах, к пациентам в отделениях, свободно заниматься наукой и волонтерской деятельностью у радиологов – пока что моё участие в этих аспектах жизни из-за пандемии очень ограничено.

Комментировать 39