Ванага: Шуплинска называет профсоюз учителей «блохами» 38

«С министром Шуплинской можно о чем-то договориться в двух случаях — либо гладить по шёрстке, либо на боксерском ринге

Если хотим с ней общаться с уважением и корректно, с профессиональными, основанными на исследованиях аргументами — то ничего не выйдет. В этом случае необходим язык агрессии, «кто кого». Если она на меня выльет ведро с помоями, а я подам ей руку, то в следующий раз она выльет на меня два ведра с помоями. Но если я приду в министерство уже со своим ведром с помоями, то это будет другой разговор. Латвийский профсоюз работников образования и науки (LIZDA) открыт к сотрудничеству, развитию, и хотелось бы, чтобы отношение министерства к нам поменялось», - говорит о министре образования и науки Илге Шуплинской (JKP) руководитель Латвийского профсоюза работников образования и науки (LIZDA) Инга Ванага. Сегодня — разговор с ней.

- Недавно прошел конгресс LIZDA. Многие учителя и директора школ очень недовольны тем, что происходит в системе образования. Об этом шла речь на конгрессе?

- Да, конечно. В нашей организации состоит около 23 000 человек, и если появляется какая-то проблема, то региональные лидеры громко говорят об этом. Нет такого — потерпим, прикроем глаза… С начала нового учебного года прошло немногим больше месяца, а уже чувствуется усталость, профессиональное выгорание.

- Почему?

- Реформы! Конечно, перемены нужны, но сколько учитель сможет вытерпеть? Они копятся и копятся, и в министерстве не учитывают то, что учителям придется со всем этим как-то справляться.

- О новом учебном содержании… Можете элементарно объяснить, что такое «образование компетенций»?

- Идея была о том, чтобы школьные предметы не были каждый сам по себе, а в каком-то роде пересекались. Акцент сделан на практическое применение полученных знаний, чтобы у молодых людей было больше практических навыков. Были школы, которые реализовали эту программу, но большинство школ не поняли, как наладить сотрудничество между учителями. Нередко учителя работают в двух или трёх школах одновременно, у них нет времени, чтобы сесть и обговорить воплощение новой программы в жизнь…

- Не понимаю, зачем это вообще нужно. Ведь это дополнительная нагрузка для учителей.

- Конечно. Но сейчас это предусматривает стандарт — индивидуальный подход к каждому ребенку, более плотное сотрудничество между педагогами; на все это времени не хватает.

- Какой индивидуальный подход? С 32 детьми в классе? Да еще и на удаленном обучении?

На заседании Кабинета Министров я спросила: когда учитель должен все это успеть сделать? Есть случаи, когда у одного учителя (потому что их не хватает!) в классном руководстве находятся два класса — в каждом по 30 детей. Многие не берегут себя. Все это приближает учителя к профессиональному выгоранию — они крадут время у себя, у своей семьи, у своей жизни… Наша организация обеспечивает свою деятельность членскими взносами, но сжимается сердце, когда вижу, что процент финансирования, выделенный на поддержку учителей в сфере здоровья становиться все больше: онкология, вегетососудистая дистония, другие болезни. Что мы еще можем требовать от учителя, которому нужно следить за собой и одновременно отдавать лучшее молодому поколению?

- А потом мы удивляемся престижу профессии учителя…

- В одиночку профсоюз (LIZDA) не может это изменить. И министерство с его красивыми фразами — тоже нет. Если партии будут обещать большую поддержку только в год выборов, то новые учителя в школы от этого не пойдут. Поэтому министр Шуплинска старается побыстрее добиться того, чтобы определение дистанционного обучения было включено в Закон об образовании - чтобы школы заключали соглашения друг с другом, выясняли, как рассчитываться друг с другом и…

- Стоп, я не что-то не понимаю… В смысле «рассчитываться»?

- Ну, как… Удаленное обучение, по мнению Шуплинской, отличное решение не только в период пандемии: если не хватает учителей (в Латвии не хватает около 500 учителей), или у многих нет достаточной квалификации, то школы могут заключать соглашения между собой и тогда учитель, который ведет уроки в какой-то рижской школе, сможет одновременно вести уроки и ученикам из других самоуправлений.

- Простите, это шутка? Это значит, что школы можно закрывать и зарабатывать за счет педагогов?

В политическом плане это предложение раскрывается в полной мере. Это предложение внесено в поправки к Закону об образовании, на второе чтение. Конечно, в случае кризиса удаленное обучение возможно, но не нужно вводить его как постоянный вариант! Но вот о чём я думаю… Руководителям отрасли хотя бы нужно ценить своих педагогов. У кого-то из учителей получается все, у кого-то — не совсем, кто-то больше «выгорел», у кого-то искра в глазах еще горит, но все время осуждать и критиковать учителей — это надругательство. Учителям нужно помогать, подавать руку, нельзя же все время «бить» сектор образования! Какие, по мнению министра, учителя: недисциплинированные, ленивые, закрытые к переменам… Недавно было мероприятие, на котором присутствовали и политики (фестиваль «Lampa»), где Шуплинская назвала профсоюз учителей блохами...

- Блохами?!

Министр комментировала свое украшение на шее…

- ...которое напоминает собачий ошейник с жетоном.

Шуплинская объяснила, что для нее — рожденной в год Собаки — это ошейник от блох, от таких блох, как профсоюз учителей. В тот момент стало так грустно, хоть у меня и нет проблем с чувством юмора… Если говорить серьезно: министру не хватает профессионализма в сотрудничестве с педагогами. Могут быть разные мнения, но в дискуссиях должно быть взаимоуважение. Шуплинская же относится к педагогам с сарказмом, высокомерием, негативом… Любое наше предложение она воспринимает как критику. От ее отношения страдают работники отрасли. Тогда, может быть, министерству лучше сосредоточиться на разработке и внедрении новой учебной программы?

Комментировать 38