Мнение: «Удалённое обучение – только в чрезвычайной ситуации!» 9

В повестку дня Комиссии Сейма по образованию, культуре и науке включены очередные поправки к Закону об образовании.

На этот раз они затрагивают тему, крайне актуальную в нынешней ситуации – удалённое обучение. Предлагается признать удалённую форму обучения частью процесса очного образования, то есть, на законодательном уровне определить, что удалённое обучение – то же самое, что очное.

С первого взгляда может показаться: а что в этом особенного? Наши дети на протяжении весны учились удалённо. Было непросто, но учились. Учреждения образования за короткий промежуток времени смогли внести изменения в работу, педагоги успешно освоили и внедрили новые формы обучения, школьники научились более самостоятельно разбираться в учебном материале, нашлись спонсоры, чтобы обеспечить нуждающихся необходимой компьютерной техникой, к учебному процессу подключились родители… Во всём этом есть только одно «но»… Это происходило, когда в стране была объявлена чрезвычайная ситуация, а предложенные поправки к закону, в свою очередь, подразумевают, что обе формы обучения равнозначны и в повседневной ситуации. И это вызывает беспокойство.

Я глубоко уверен, что удалённый процесс обучения может быть внедрен только в условиях, когда объявлена чрезвычайная ситуация. Каждый ученик должен иметь право осваивать учебную программу в очной форме.

Разумеется, цифровые технологии открывают новые возможности в организации и персонализации учебного процесса, но они никогда не смогут заменить прямой, личный контакт педагога и ученика.

Допуская ситуацию, когда удалённое обучение приравнивается к очному, мы ставим под угрозу качество образования, и, однозначно, увеличиваем неравенство в образовании. Уже сейчас педагоги высказывают мнение, что уровень знаний учеников после двух месяцев удалённого обучения весной значительно снизился, поэтому материал, пройденный в это время, сейчас приходится повторять, что увеличивает нагрузку как на педагогов, так и на учеников.

Еще один, очень важный, на мой взгляд, вопрос. Допуская очно-удалённый процесс обучения, должны быть гарантии, что все, кто в него вовлечен, будут обеспечены соответствующей материально-технической базой. В случае удалённого обучения личный компьютер считается существенной составляющей инфраструктуры образования, которую необходимо финансировать из госбюджета. И, пока это не обеспечено, я не могу поддержать предложенные поправки к Закону об образовании.

Удалённое обучение – это также дополнительная нагрузка на родителей. Безусловно, родители должны принимать участие в учебном процессе, но они не могут заменить педагогов, постоянно объясняя осваиваемый материал. В условиях, когда заболеваемость COVID-19 возрастает, мне довелось слышать от многих родителей, что нужно делать всё возможное, чтобы школам не пришлось возвращаться к удалённой учебе. И говорили они это, исходя из полученного «весенне-удаленного» опыта.

Есть еще один аргумент, почему я проголосовал против предложенных поправок к закону. Хотелось бы, чтобы удалённое обучение использовалось только как дополнительная возможность, а не для «залатывания дыр» в ситуации нехватки учителей. У правительства должен быть реальный план действий относительно того, как обеспечить учебные учреждения необходимым количеством педагогов, чтобы молодые специалисты шли работать в школы. Удалённое обучение не решит эту проблему, назревавшую годами.

Депутат Сейма, Эдгар Куцинс («Согласие»)

Комментировать 9