Экономист: Вике-Фрейберга была благом для Латвии, а Левитс – никакой 79

Одиннадцать месяцев этого года показали, что у нас президента фактически нет. Эгил Левитс избирался с претензией на то, что он хочет быть отцом нации, но этого нет. Об этом в эфире радио Baltkom сказала экономист Евгения Зайцева.

“У нас была госпожа президент, которая была не отцом нации, но выступала матерью нации. Она взяла Латвию за ручку и привела ее в НАТО и в Евросоюз. Плохо ли, хорошо ли, но сегодня, оглядываясь назад, мы понимаем, что это был солидный уровень, это был уровень уважения к стране, которой ты хочешь управлять. Как бы я не относилась к Вайре Вике-Фрейберге, но сегодня я понимаю, что она была благом для страны. А новый господин президент, который претендует на звание отца нации, что он сделал?”, – сказала Зайцева.

Как считает экономист, задачей президента является во время кризиса выйти к народу и его успокоить.

“В первый локдаун мы его не видели и не слышали. Потом он появился и начал нам рассказывать о том, что мы должны выздоравливать от пандемии на основе изучения и признания латышского языка главной ценностью нашей жизни. Сегодняшнее его послание о бюджете. Это вообще документ, который к функциям президента не имеет никакого отношения. Если господин Левитс считал, что он должен участвовать в приеме документов по бюджету, у него для этого есть все полномочия. Его предшественник Затлерс, когда понимал, что ситуация плохая, он стукнул кулаком, пришел в здание Кабинета министров, где собрал всех министров и сказал: “Так, сидим и решаем”. Что нынешний президент сделал? Во время рассмотрения бюджета мы его не видели и не слышали. А теперь получили послание не президента, а какого-то юриста, который о чем-то порассуждал, причем, не по сути дела”, – подчеркнула Зайцева.

Напомним, в пятницу президент Эгил Левитс провозгласил закон о государственном бюджете на 2021 год, закон о рамках среднесрочного бюджета на 2021, 2022 и 2023 годы и законы, связанные с бюджетом на 2021 год, но при этом сделал развернутое заявление о содержании государственного бюджета и ходе принятия законов.

Поскольку Сейм признал срочными все законы бюджетного пакета, в соответствии с Конституцией президент не имел права требовать их пересмотра и обязан был провозгласить.

“Государственный бюджет на 2021 год является самым большим в истории Латвии, и я рад, что выросла его расходная часть. Однако пандемия СOVID-19 и неопределенность в отношении глубины и продолжительности ее воздействия будут иметь влияние на следующий финансовый год”, – говорится в заявлении Левитса.

Поступления бюджета в следующем году составят 9,585 млрд евро, расходы – 10,764 млрд евро, целевые дотации самоуправлениям – 405 млн евро.

“В данном случае не было объективных оснований для установления срочности и механического исключения президента из процесса принятия бюджета. Бюджетный пакет не может служить своего рода постмодернистской 81-й статьей Конституции, которая позволяет органам исполнительной власти быстро и эффективно проталкивать желаемое регулирование через Сейм, включая в бюджетный пакет не продуманные до конца и спорные реформы. В случае реформ важно предусмотреть достаточно длительный промежуток между опубликованием закона и его вступлением в силу, чтобы общество имело возможность ознакомиться с содержанием нового закона и соответствующим образом спланировать свои действия”, – заявил Левитс, оценивая процесс принятия бюджета.

Комментировать 79