Свыше 4 тысяч больных за пару месяцев: латвийские пансионаты не справляются с коронавирусом 17

«Никто не планировал, что при худшем сценарии будет так», — описывает ситуацию с распространением Covid-19 в центрах социальной опеки глава пансионата Zemgale Кристап Кейшс. Уже с конца прошлого ноября вирус начал быстро распространяться, хотя правила в соццентрах очень жесткие. За пару месяцев число инфицированных выросло до 4 тысяч

В некоторых соццентрах болезнь затронула почти всех клиентов и сотрудников — в числе таких мест и иецавский филиал Zemgale. Covid-19 распространялся также в елгавском и других филиалах, сообщает портал Press.lv.

В Елгаве из 116 работников на больничном были 87. Остальные живут на месте, чтобы не заразить близких. Для приготовления еды и стирки привлеки людей со стороны. Это было тяжелое время — физически и эмоционально.

«Один случай в Елгаве с одним сотрудником. Когда началась утренняя смена, человек вошел в одну комнатку — и увидел, что один клиент, к сожалению, скончался. Зашел во вторую комнатку — и констатировал, что там еще один клиент умер. У него началась паника. Он сказал: “Я дальше не пойду”. Он сказал: “Я не могу это видеть, не могу это принять, не могу это понять”», — вспоминает Кейшс.

Однозначные выводы о числе людей, заболевших и умерших в центрах социальной опеки, сделать невозможно, потому что данные разных ведомств отличаются.

Информация Центра профилактики и контроля (SPKC) заболеваний позволяет заключить, что с конца октября только с соцопекой связаны более 4 тыс. случаев Covid-19, и хуже всего положение было в конце декабря, когда каждую неделю в центрах констатировали от 50 до 700 Covid-случаев.

Но как в центры попадала болезнь и как распространялась, пока нет ответа, основанного на расследовании. Элина Диминя, представитель SPKC, пояснила: провести детальное эпидемиологическое расследование в каждом центре невозможно.

«У нас число заболевших слишком велико, чтобы мы в каждом случае могли ясно сказать, кто от кого заразился. Поэтому в ситуациях, когда в центре социальное опеки зарегистрировано несколько десятков случаев, практически невозможно отследить», — заявила она.

В самих центрах говорят, что инфекцию приносят сотрудники.

В центре Zemgale говорят, что у многих сотрудников не одно рабочее место — в том числе они трудятся в медицинских учреждениях. Кроме того, в отдельных случаях отношение работников сперва не было достаточно ответственным: одного даже пришлось уволить, потому что он отказался носить маску и защитный костюм.

Ухудшение ситуации ощущают и в Службе неотложной медицинской помощи. В октябре из-за Covid-19 в центры социальной опеки медики «скорой» выезжали только трижды, в ноябре — 38 раз, в декабре — 217. В больницы везут половину, но, если бы на месте были подходящие условия, большинство можно было бы лечить там.

Иногда центры социальной опеки не понимают серьезность ситуации, и в больницу люди попадают слишком поздно. В Covid-стационар больницы Страдиня клиенты соццентров попадают часто, и там бывали запущенные случаи.

В социальных центрах подтверждают, что кадров не хватает, и указывают — особенно серьезны ситуации, когда заболевают сами медики центров. Рижским соццентрам на помощь приходят доктора Национальных вооруженных сил.

О нехватке человеческих ресурсов говорит и Инспекция здравоохранения. Кроме того, невозможно всегда соблюдать правила безопасности. Хотя с весны ситуация улучшилась, в трети соццентров до сих пор нет возможностей для изоляции.

«Можно было бы изолировать, разделив по этажам. Скажем, на одном этаже те, кто здоров, а на другом — больные. Но — опять проблема, если один общий лифт или общая лестничная клетка. Поэтому все перемещаются по одной стороне», — указала замглавы инспекции Анита Слокенберга.

de facto знает рассказы из центров о том, что к клиентам ходят без масок, тесты делают поздно в случае высокой температуры. В Инспекции здравоохранения рассмотрение отдельных жалоб в основном кончается в пользу соццентра. Несмотря на большую вспышку в конце прошлого года, окончательные выводы о ситуации в центрах социальной опеки Инспекция готовит только к концу января.

Из-за неэффективного сотрудничества Министерства благосостояния и самоуправлений в центрах социальной опеки нарушено право людей на жизнь и здоровье, указало Бюро омбудсмена в сообщении для СМИ.

Комментировать 17