Андрей Зелч — о работе бизнес-инкубатора, пути от идеи до бизнеса и вариантах поддержки 66

Гостем очередного выпуска программы Gorod ON AIR стал Андрей Зелч, руководитель Даугавпилсского бизнес-инкубатора.

Когда в Даугавпилсе появился бизнес-инкубатор

«Были попытки создания бизнес-инкубатора и 5, и 10 лет назад, но этот инкубатор в Даугавпилсе показал себя не с самой лучшей стороны, поэтому об этом сейчас стараются не вспоминать. Все эти попытки никак не относились к нашей институции.

Наши бизнес-инкубаторы работают с 2017 года. В 2016 году мы создавали стратегии, команды, искали помещения, разрабатывали планы поддержки предпринимателей».

Что означает бизнес-инкубатор

«Первое представление, когда человек слышит это словосочетание — это что-то, где выращивают цыплят. Такое название придумали не мы, оно активно используется по всему миру. Мы следовали мировым тенденциям и старались перенять лучший опыт от других стран.

В принципе, можно сказать, что мы выращиваем предпринимателей. Из бизнес-идеи мы получаемся «вырастить» готовый продукт».

Как работает бизнес-инкубатор

«Мы начинаем работать с теми людьми, которые считают, что у них есть идея, которую они готовы развивать. Тогда мы начинаем оценивать — насколько человек готов заниматься этим делом в дальнейшем, оцениваем саму бизнес-идею, потому что иногда приходят люди с так называемыми «бизнес-галлюцинациями», которым приходится объяснять, что идея непригодна для развития. Например, приходит человек, который говорит, что он может связать один свитер в месяц и это будет его бизнес. Но надо понимать, что в таких объемах это не бизнес, а хобби; семью не прокормишь на такие доходы.

Во-первых, должна быть идея, но в процессе развития она может меняться. У нас были участники, которые приходили с одной идеей, а бизнес делали совершенно с другой. Деньги на этом этапе — не самое главное; есть разные варианты и источники получения финансирования.

После оценки претендента, мы обсуждаем его планы и амбиции, и если он согласен с нашим планом развития, то мы подписываем договор. В течении следующих 6 месяцев у участника есть возможность понять, это «бизнес-галлюцинации» или действительно что-то стоящее и он будет этим заниматься.

В эти 6 месяцев мы предоставляем участнику консультации от разных специалистов, спикеров, лекторов и т. д. Обычно приглашаем серьезных специалистов в своей области, не только из Латвии, но и из других стран. Также объясняем участнику необходимость создания команды — порой она даже важнее, чем сама идея. Это время, когда человек изучает свою идею и варианты ее развития и решает для себя — нужно ему это или нет».

О вариантах поддержки

«Я рассказал о консультативной поддержке наших участников; те, которые вступают в инкубацию (период до 4 лет), уже называются коммерсантами и получают финансовую поддержку в виде грантов. Мы финансируем до 50% расходов предпринимателя, в том числе и расходы на бухгалтерию.

До пандемии у нас был open office – так называемый коворкинг, где работали мы сами и куда приходили работать наши участники; мы предоставляли возможность пользоваться нашими помещениями».

Примеры успешных участников бизнес-инкубатора

«У нас есть участники, которыми мы действительно гордимся, и это не домашние производства. Например, производство детских продуктов интерьера, включая вигвамы и т. д. Кажется, что это достаточно простой бизнес, но на данный момент он перешагнул полумиллионный оборот в год, продукт экспортируется в 31 страну.

Еще есть производство собачьих косточек из творога, продукт создается два месяца, по гималайским рецептам. На данный момент оборот также близится к показателю в полмиллиона. Все началось с идеи, а сейчас косточки экспортируются в Австралию, Новую Зеландию, Японию и другие страны.

Из последнего набора участников мы взяли производителя алмазных буров для нефти и газа. Ясно, что этот продукт разработан на экспорт.

На данный момент у нас 29 участников и я могу рассказать абсолютно про каждого».

Как отличить «бизнес-галлюцинацию» от перспективной идеи

«С «космическими» фантазиями за 24 года работы я сталкивался много раз. Конечно, иногда бывает скепсис по поводу идеи, кажется - да кому она нужна вообще. Для этого и нужна стадия бизнес-инкубации, на которой мы ищем рынок.

Иногда наоборот — товар кажется хорошим, но оказывается, что его никак нельзя продать. Мы всегда стараемся оценить перспективу, исходя из личной практики, ищем возможности финансирования».

О «бранче с предпринимателями»

«Это мероприятие, куда мы приглашаем троих наших участников, чтобы они рассказали о своем пути в инкубаторе и поделились своим опытом. Каждому отводится около 15 минут, таким образом они вдохновляют будущих участников. Сейчас мы принимаем заявки на участие в весеннем наборе по всей Латвии.

Хочу напомнить, что мы делаем это для тех, кому действительно интересно. Если сидеть и считать, что у нас все плохо и никогда ничего не будет — то, скорее всего, так и случится».

Тяжело ли вести бизнес в Латвии

«Я бы сказал, что нет. Конечно, не легко, но в наших инкубаторах около двух тысяч участников в данный момент. Это значит, что бизнес в стране вести все-таки можно.

Налоги тоже играют свою роль — обязанность от заработанных денег отделять часть и отдавать государству — это неприятно.

Скорее всего, это от мышления, что проще в карман положить, чем платить кому-то еще. Но у нас нормальная ситуация, налоги платят во всем мире».

Комментировать 66