Даугавпилсу нужен новый подход к образованию 38

Этот учебный год выдался непростым для всех — удаленное обучение, отсутствие помощи и внятных указаний от Министерства образования, новые реформы, которые никто даже не подумал приостановить на время «удалёнки»… Все это «подкосило» не только учителей, родителей и учеников, но и ухудшило качество образования. Как это повлияет на будущее наших детей? Является ли образование целого поколения задачей всего самоуправления или вся ответственность должна лежать исключительно на директорах и педагогах? Об этом рассказывают депутаты Думы Даугавпилсской городской думы Анатолий Гржибовский и Наталья Кожанова.

Закончить учебный год = совершить подвиг

«Прежде всего, я хочу поблагодарить учителей, учеников и их родителей — спасибо вам большое за ваше терпение, стрессоустойчивость и труд! Надо обладать поистине железной волей и недюжинной смекалкой, чтобы за такое небольшое количество времени, которое было дано перед началом учебного года, успеть приспособиться к обучению через интернет. 

Я восхищен учителями, которые умудряются удерживать внимание ребенка, сидящего у себя дома среди всевозможных соблазнов, и сосредоточить его на учебе. Я приятно удивлен усидчивостью и ответственностью учеников, особенно младших классов. Представьте, каково младшеклассникам, которым и за партой-то сложно усидеть из-за бьющей ключом энергии, сидеть весь день перед компьютером? Раньше хоть беготня по коридорам и прогулка от школы до дома давали передохнуть от учебы.  

И, конечно, я снимаю шляпу перед родителями, которых я с большим на то основанием, могу уже назвать коллегами. Во-первых, им пришлось экстренно обеспечивать своих детей необходимой для «удаленки» техникой, ведь далеко не всегда министерство образование успевало вовремя доставить мобильный телефон или планшет с подключением к глобальной сети. Во-вторых, родители вместе с нами осваивали все эти «Тимсы», «Зумы» и прочие платформы. В-третьих, им пришлось заново учить своих детей учиться, осваивать новые формы подачи знаний, справляться с психоэмоциональной нагрузкой на детей. И все это на фоне привычных родительских обязанностей, я уже молчу о том, что абсолютное большинство родителей работающие люди. 

Поэтому я от всей души, искренне благодарю всех участников процесса образования в эпидемиологических условиях. Уверен, что мы смогли справиться только потому, что объединились и поддерживали друг друга», -- говорит А. Гржибовский, который в общей сложности уже 23 года работает директором школ. 

Хаос из министерства 

«Говоря об участниках образовательного процесса, я вполне осознано не упомянул среди них министерство образования, которое не то, что не помогало школам в столь сложное время, а буквально саботировало процесс! Ведомство И. Шуплинской буквально фонтанировало меняющимися решениями – вечером нам могли сказать, что со следующего дня ученики смогут очно посещать школу, а на следующий день решение вдруг отменяли. Мы, с учителями и техническим персоналом, вынуждены постоянно быть наготове — а вдруг там, наверху, снова что-то придумают и нам придется сломя голову бежать в школу двигать парты, отмерять квадратные метры на каждого ученика и придумывать, как выполнить то или иное требование.

А требования к учителям? Нагруженные тоннами отчетностей, проверкой домашних заданий, ответами по электронной почте чуть ли не каждому ученику, они еще и должны находить время разбираться в новых программах, придуманных министерством образования. И все это при полном отсутствии методических материалов, учебников и четких инструкций. Министерство образования должно быть в первую очередь помогающим, поддерживающим органом, а не грозным контролером, которому наплевать на трудности своих подопечных!» -- возмущен директор.

Министерство издевается над учителями!

Возмущение коллеги полностью разделяет и Наталья Кожанова, которая является преподавателей русского языка и литературы в Даугавпилсской средней школе Центра.

«Министерство абсолютно не учитывает, что школы и без эпидемии едва справлялись с введением языковой и компетентностной реформы: не хватает педагогов, нет методических материалов… Да и объяснять детям физику или химию не только на неродном языке, так еще через экран компьютера, еще тот квест!   

В школах происходит наслоение одной новой реформы на другую. Такое ощущение, что наши министры образования соревнуются в том, кто больше «наломает дров», то есть придумает нововведений. Сейчас готовятся изменения в системе оплаты труда педагогов, которая выглядит красиво лишь на словах. Мы уже пережили одно «повышение». Не спорю, тогда зарплата «подросла», но вместе с ней и нагрузка увеличилась, то есть, по сути, ничего не поменялось. Сейчас все тоже выглядит красиво. Согласитесь, 1200 евро – прекрасная сумма, но 40-часовая рабочая неделя в реальности обернется еще большим выгоранием и бегством учителей из школы. Дело в том, что 32 часа основной нагрузки повлекут за собой постоянные переработки, а для некоторых педагогов необходимость работать в нескольких школах одновременно», -- возмущена Н. Кожанова.   

«Работа педагога подобна айсбергу - «верхушка» это те самые 40 минут урока. А основная, самая большая часть, находится «под водой» — это подготовка к уроку, проверка и анализ того, что сделали дети. Из-за реформы «Школа 2030» эта «подводная» часть стала просто гигантской. Мои коллеги вынуждены каждый день «изобретать велосипед»: новые программы министерство вводит, а учебных материалов катастрофически мало, о новых учебниках можно только мечтать. Делай, что хочешь, учи как хочешь — порой подготовка к одному уроку занимает целый день. Добавьте к этому около сотни электронных писем с разъяснением оценок детям и личным рекомендациям каждому ежедневно, и получится, что учителю нужно больше 24 часов в сутках, чтобы все успевать», -- объясняет депутат.  

Запретить родной язык

Являясь учителем русского языка и литературы, Н. Кожанова особенно остро воспринимает языковую реформу.

«По новой программе в средней школе больше нет родного языка, предмет «русский язык и литература» просто отсутствует. Есть спецкурс (предмет по выбору), который предлагают только в нескольких школах города. Сохранилась возможность изучать русский язык как второй иностранный, но, думаю, разница между родным и иностранным очевидна: одно дело – строить стены, другое – эти стены красить. Убрать русский язык из программы средней школы министерству образования было мало — в основной и начальной школе резко сократилось количество часов: максимум три часа русского языка и литературы в неделю. При этом темы для освоения остались те же. Фактически изучаем все то же, что и раньше, только в рекордно короткие сроки», -- рассказывает Н. Кожанова.

«Изучение родного языка – это не только получение знаний о правилах правописания. Это формирование и развитие способности мыслить. Уже сейчас заметна крайне печальная тенденция: теряются не только орфографические навыки, но и умение формулировать свою мысль. Проверяя работы учеников, нахожу столько ошибок в согласовании слов, что возникает ощущение, что текст писал не носитель языка, а иностранец. Если человек не может построить фразу на своем родном языке, то он не сможет это сделать ни на каком другом языке! Пока что можно успеть все исправить - настоящая беда придет через несколько лет. И скажется это на результатах по всем школьным предметам», -- уверена учительница. 

Будущее — в руках наших детей

Оба педагога не могут понять бездействия городской Думы в сложившейся вокруг образовательного процесса ситуации.

«Сейчас как никогда важна позиция самоуправления! У нас в городе проживает большое число людей, для которых латышский не является родным. И если министерству на это наплевать, так может все-таки, Дума возьмет на себя задачу сохранения языков нацменьшинств и введения дополнительных факультативов в школах, на которых дети смогут получить объяснения по физике, математике или химии на своем родном языке?», -- указывает Наталья. 

«Самоуправление самоустранилось от образования в городе, что категорически неправильно. Именно Дума могла бы стать посредником между школами и министерством, поддержать своих учителей грамотными рекомендациями, работать в плотной сцепке с директорами, помогать с технической базой и финансово мотивировать учителей города работать дальше. Инициатива должна идти именно от думы, а не от отдельно взятых директоров, которые сами пытаются достучаться до министерства и выбить хоть какие-то объяснения», -- сетует Анатолий.

«Надеюсь, что новый созыв Думы не будет столь наплевательски относиться к уровню образования в городе. Как и сказала Наталья, мы еще можем успеть все исправить и подарить нашим детям надежду на качественное и конкурентоспособное образование. Приходите на выборы 5 июня 2021 года и внесите свой вклад в будущее», - резюмировал А. Гржибовский.

Реклама оплачена партией "Согласие"

Комментировать 38