Опубликовано интервью с совершившим самосожжение у памятника Свободы Ильей Рипсом 18

Мультимедийная платформа rus.lsm вчера опубликовала проект, результатом которого стало интервью с Ильей (Элиягу) Рипсом, который в 1968 году предпринял попытку самосожжения у памятника Свободы в знак протеста против подавления Советским Союзом демократических реформ в Чехословакии.

Полвека назад, в 1971 году, после двух лет принудительного лечения Илья Рипс был выписан из психиатрической больницы в Риге. Ему было всего 22 года. Его госпитализировали 9 апреля 1969 года, когда он, студент физмата Латвийского университета, предпринял попытку самосожжения у памятника Свободы в Риге — протестуя против действий СССР в Чехословакии. Сейчас Рипс живет в Израиле.

«Пражская весна» 1968 года, по словам Рипса, в Латвии была встречена с огромной симпатией.

«Летом 1968 года вы проходили по улицам Риги, это было потрясающее зрелище. Идете — и видите праздник на каждом лице. Каждое лицо — праздник. И понятно, почему. Латвия была оккупирована в 1940 году. Еще помнили о свободных временах. Именно чехословацкие события вдохнули надежду», — говорит в интервью Рипс. После интервенции армий стран Варшавского договора изменились и настроения в Латвии: «Вы шли по Риге, — похороны на каждом лице, [лица — как] наглухо закрытые ставни. И я чувствовал то же самое».

«Больше всего угнетала абсолютная невозможность как-то высказать свое отношение к этому. Сказать: «Я не согласен, это не от моего имени делается, я против этого». Абсолютно ничего невозможно было сделать. «Чувство полного бессилия при бесконечном унижении: оно продолжалось месяцами», — говорит в интервью Рипс. — «И эти чувства, эта невозможность абсолютно ничего сказать, — все это взорвалось».

По его словам, самой трудной в жизни вещью для него было не поджечь себя у памятника Свободы, а развернуть принесенный с собой плакат: «Погибнуть мне казалось менее страшным, чем оказаться в руках КГБ. В этом смысле это был побег. И этот побег не удался — я все-таки остался в живых, и я попал к ним в руки».

Свое пребывание в больнице на Саркандаугаве Илья Рипс вспоминает так: «Врачи, медсестры — все относились ко мне с огромным сочувствием. Вслух они не могли это сказать, но практически делали все, что могли, чтобы выразить сочувствие».

В 1971 году, после освобождения из психбольницы, Рипс в результате международной кампании получил разрешение выехать с родителями на Запад. Став профессором математики, он занимается в том числе и компьютерным анализом Торы (Ветхого завета).

За событиями в Латвии он больше не следит, «потому что перестал интересоваться новостями вообще». Оценивая процессы в странах посткоммунистической Восточной Европы, он говорит:

«Главное, что все они обрели независимость. Во всяком случае, каждая страна имеет правительство, которое действительно было избрано народом. Чего же больше?»

Интервью в текстовом и видео формате на русском языке доступно здесь.

Комментировать 18