Что готовит нам правительство в первые дни нового года 34

Что такое современное счастье? Это короткий промежуток между дельтой и омикроном. Вот в этом промежутке мы и будем жить до 11 января.

По неофициальной информации, чиновники минздрава при поддержке как всегда пессимистически настроенных экспертов–эпидемиологов разрабатывают сценарии или, точнее, проект решения, как мы будем жить после 11 января. Напомним: пока режим ЧС действует только до этого дня.

Пардон, но это омикрон!

"Отмена чрезвычайной ситуации после 11 января, — это блеф", — заявил еще накануне Рождества в прямом эфире ЛТВ–1 микробиолог Никита Зрелов.

Иными словами, можно, конечно, юридически отменять чрезвычайную ситуацию, но де–факто это ничего не изменит — ковид все равно продолжит свое триумфальное шествие по Латвии, только уже в "обличье" омикрона. При этом отмена ЧС означает, что возникнут уже чисто юридические сложности с введением в случае необходимости более жестких ограничений.

Отсюда вывод: режим ЧС будет продлен и, по слухам, пока до 11 марта. Более того, велика вероятность, что из–за распространения омикрона правительство вновь ужесточит меры эпидемиологической безопасности. Судя по всему, на два месяца будут запрещены все массовые мероприятия — например, спектакли, концерты, конференции, презентации… Вероятно, вместе собираться как в помещении, так и на улице не смогут более 10 человек. Даже вакцинированных.

Не исключено, что эксперты предложат вновь ограничить работу общепита до 21.00 и не открывать непродовольственные магазины в торговых центрах по выходным. Вполне возможно, что если не в январе, так в феврале маски или респираторы станут обязательными и на улице. Отметим, что те или иные "пандемийные" решения правительство собирается принять на своем первом заседании в новом году — 4 января. Накануне пройдут заседания группы оперативного управления и коалиционного совета.

Доводы пессимистов

Сторонники продления ЧС и ужесточения ограничений приводят следующие доводы. 

Первый довод — процесс уменьшения прироста заражений остановился. Вот уже неделю наблюдается весьма стремительный рост заболеваемости. И это тревожный симптом, который может указывать на то, что и в Латвии началось "местное" распространение омикрона.

Второй довод — хотя наблюдения свидетельствуют о том, что омикрон "легче" дельты, то есть болезнь протекает менее тяжело, но опасность вызывает очень высокая заразность вируса. Это значит, что при о чем большом количестве заболевших все равно есть риск перегрузки системы здравоохранения.

Напомним, что на последнем в уходящем году заседании кабмина эпидемиолог Никита Троянский представил разработанную вместе с математиками модель бурного распространения омикрона в Латвии.

Согласно этим расчетам, если не вводить жестких ограничений, то, с учетом скорости распространения омикрона, мы можем получить аж более 6 тысяч госпитализаций одновременно. Поскольку наши больницы задыхались уже при полутора тысячах госпитализированных с ковидом, то при 6 тысячах больных одновременно стационары просто "рухнут".

Если же будет введен локдаун, то количество одновременно находящихся в больницах ковидных пациентов составит около 1000. Это тоже много, но некритично — с таким количеством больных стационары справлялись и год назад, и этой осенью.

Кстати, Н. Троянский предлагал в качестве репетиции ввести комендантский час на Рождество и Новый год. Как это и было на прошлые новогодние праздники. Однако вместо этого правительство, как известно, пошло другим путем — даже позволило в новогоднюю ночь работать барам и ресторанам до 6 утра.

Третий довод — по–прежнему, не привиты еще около 90 тысяч сениоров, то есть группы риска. Невакцинированные могут тяжело болеть и в случае заражения омикроном.

И, наконец, четвертый довод — власти по меньшей мере уже трижды опаздывали с принятием жестких решений, что оборачивалось трагическими последствиями — ростом смертей от ковида и общим количеством тяжелых случаев. Стоит ли вновь наступать на те же грабли?

В ожидании следующего локдауна

Между тем, ходят слухи и о том, что именно в январе нас ждет новый локдаун. На это можно ответить так: скорее да, чем нет. Если министры впечатлятся теми черными сценариями прироста госпитализаций, которые рисуют эпидемиологи, то локдаун будет введен. Особенно, если уже к середине января количество заражений в сутки превысит 2000. Такой вариант, учитывая высокую заразность омикрона, очень даже возможен.

Локдаун будет в этом случае таким же, как и в октябре–ноябре этого года. С жесткими ограничениями на очную работу, закрытием большинства магазинов и комендантским часом.

В этом смысле рождественско–новогодние праздники в Латвии можно считать одними из самых "свободных" в Евросоюзе. Целый ряд стран уже ввели или планируют ввести те ограничения, которые у нас были месяц назад. Так, в Нидерландах закрыты бары, рестораны, а также непродовольственные магазины. В Бельгии на праздники закрылись кинотеатры, отменены концерты. Введены запреты на скопление людей. Когда же свет в конце тоннеля?

"Когда это все закончится?" — только такой вопрос и может возникнуть по прочтении данной статьи. Еще не родился тот прогнозист, который бы мог ответить на данный вопрос. Пока ясно одно: еще какое–то время ковид будет нас очень серьезно донимать.

Остается уповать только на то, что со временем и вирус ослабнет, и иммунитет латвийцев, подкрепленный вакцинами, сможет выстроить более надежный заслон. И таблетки, уже зарегистрированные в ЕС, будут доступны и нашим жителям. Речь идет прежде всего о лекарствах, эффективных в первые дни заболевания — они лишают вирус возможности размножаться в нашем организме. Ну а пока мы замерли в ожидании того, что будет после 11 января.

Комментировать 34