К неоправданному ажиотажу торговцы солью были не готовы. Она была, есть и будет, вопрос — в цене 30

До известных событий на Украине основными поставщиками соли в Латвию были белорусские и украинские производители. Белорусы обеспечивали преимущественно техническую соль, которая использовалась в химическом, текстильном, фармацевтическом производстве, а также для систем водоснабжения (смягчения воды) и посыпания дорог в зимний период.

Украинцы поставляли пищевую соль. Теперь эти каналы поставок ликвидированы, и латвийским торговцам приходится искать замену. Кто же обеспечит требуемые объемы?

Устранение дефицита

Соль является основой для производства химических продуктов, в первую очередь хлора и каустической соды, на базе которых изготавливают множество видов пластмассы, в том числе ПВХ, алюминий, бумагу, мыло и стекло. По подсчетам специалистов, соль в современных условиях прямо или косвенно имеет свыше 14 тысяч областей применения.

Самой дешевой еще несколько месяцев назад была соль из Белоруссии, которую производило ОАО «Мозырьсоль» — предприятие, расположенное в городе Мозыре Гомельской области. С ней на прилавках соседствовала украинская соль с госпредприятия «Артемсоль», которое находится в городе Соледаре. Это предприятие имеет статус стратегического для Украины, ведь артемовская соль поставляется в 22 страны мира. Но оно расположено на территории Донецкой области, которую намереваются отторгнуть от Украины, и здесь идут бои. Поэтому поставки из этого региона затруднены.

Ежегодное потребление соли в Латвии составляет около 100 тысяч тонн, из которых только 10% являются пищевой солью. И теперь латвийским оптовикам приходится искать замену. Как заявил агентству LETA председатель правления SIA Latvijas sāls tirdzniecības kompānija (LSTK) Илмарс Кривадс, из–за повышенного спроса на соль в поставках возможны временные перебои, однако причин для беспокойства по поводу длительной нехватки товара нет. LSTK в состоянии обеспечить магазины ранее запланированными объемами соли, но в связи со сложившейся геополитической ситуацией развился неоправданный ажиотаж, к которому не готова ни одна торгующая солью компания.

До недавнего времени LSTK закупала соль на Украине и в Белоруссии, но в настоящее время с Украины поставки невозможны из–за войны, а из Белоруссии — из–за политических санкций. В дальнейшем соль будут закупать в других европейских странах, включая Польшу, Германию, Турцию, Нидерланды и Данию. LSTK оформила заказы на соль, товар уже отправлен, но следует считаться с возможными перебоями в поставках. Как пояснил Кривадс, «соль — дешевый, но тяжелый товар, и быстро доставить несколько тонн невозможно».

В настоящее время мировая добыча соли составляет, по оценке Геологической службы США, примерно 193 млн. тонн в год и в значимых объемах ведется более чем в 100 странах мира. Крупнейшим европейским производителем является Еuropean salt company GmbH & Co. KG, принадлежащая K+S Aktiengesellschaft. Компания осуществляет поставки потребителям пищевой соли, технической соли промышленным предприятиям и соли для дорог со своих заводов, расположенных в Германии, Франции, Нидерландах, Испании и Португалии. Весь вопрос только в будущей цене. Уже сейчас в продаже можно найти обычную соль по цене 1,5 евро за кг.

Только импорт

Собственных месторождений в Латвии нет. Хотя в советские времена проводились исследования, бурили скважины. И из определенных глубин выкачивался соляной раствор, который вполне мог использоваться, к примеру, для противогололедной обработки дорог. Но сейчас этим никто в Латвии не занимается. Хотя в мире почти нет месторождений, где хлорид натрия присутствует в чистом виде. Даже в польском Величке, где соль добывали не одну сотню лет, порода зеленоватого цвета. Ее заливали водой, а потом выпаривали белый порошок. Такая же технология используется и при приготовлении морской соли.

А ведь маркетологи усиленно навязывает нам идею о том, что хлорид натрия, добытый из океана, намного ценнее по химическому составу, чем тот, который получают из залежей земли. Дескать, в морской воде больше минералов, в том числе йода. Пора развенчать этот миф. Чем отличается морская соль от обычной? Ничем. Анализ показывает, что в обоих случаях мы имеем дело с хлоридом натрия. Поскольку поваренный продукт образовался на месте пересохших океанов, в нем содержится тот же состав минералов, что и в морской воде. Мало того, йод – вещество летучее. Он первым испаряется при термической обработке морской воды. Поэтому его и добавляют искусственно.

Законодательные рамки

Раньше в Латвии оптовые фирмы осуществляли расфасовку соли, доставляемой в железнодорожных вагонах, по маленьким полиэтиленовым или бумажным пакетикам. Теперь груз пойдет иным транспортом. Согласно латвийскому законодательству, соль должна различаться по степени помола (грубый или мелкий). Она не должна содержать посторонних примесей, а собственно NaCl в ней должно быть не менее 97%.

Максимальная доза допустимых нерастворимых частиц в конечном продукте – 0,1–0,4%. Большая часть соли, представленная на прилавках латвийских магазинов, йодированная. В нее добавляют йодид калия (или натрия) либо йодат калия (натрия). Правила Кабинета министров жестко регламентируют содержание добавки в продуктах питания.

Ее концентрация должна составлять 0,035–0,05% для пищевой соли и 0,04–0,1% — для используемой при производстве продовольствия: хлеба, майонеза, кетчупа и детского питания. Это делается специально, так как у жителей Латвии наблюдается йододефицит. Мало кто у нас любит лакомиться, к примеру, морской капустой, а в питьевой воде йода очень мало. Поэтому у нас довольно часто встречаются такие заболевания, как увеличение щитовидной железы, или эндемический зоб.

Что же касается собственно «вредных» примесей, то они могут присутствовать как в каменном, так и в морском продукте. Это ферроцианид калия – вещество, которое в международной системе кодирования обозначается как E536. Его добавляют для того, чтобы кристаллики соли не слеживались, а сам порошок становился намного светлее и ярче. Желтый кристаллический порошок получают химическим синтезом в процессе очистки газа на газовых заводах. Из названия становится понятно, что вещество содержит цианистые соединения.

Думаем, объяснять, что такое цианистый калий, читателям не нужно. В зависимости от способа получения и без того токсичный E536 может образовывать дополнительные цианиды, вплоть до синильной кислоты. Сам ферроцианид калия относительно безопасен. Проблема в том, что в технологическом процессе невозможно точно гарантировать его чистоту и отсутствие примеси цианистого калия.

Соль без этой добавки по цвету серая. И если взять пакет в руки, то там могут прощупываться комки. Уже в домашних условиях можно провести простейшие испытания. Многие жалуются, почему обычное количество продукта, добавляемое в блюдо, не приводит к результату (блюдо остается несоленым). Просто доля основного вещества (хлорида натрия) снижена. Продукт некачественный. Примесь солей магния в составе поваренной соли придает ей горький привкус.

Можно взять в руки щепотку. Ощущаете жжение при соприкосновении с кожей? Значит, продукт содержит примеси — вероятнее всего, калийные, которые сходным образом будут действовать и на внутренние органы. И, наконец, посторонние примеси можно определить, растворив 4 столовые ложки соли (примерно 100 г) в стакане воды. Если на дне образовался нерастворимый осадок — значит, в соли есть много недопустимых примесей, и для употребления она не годится.

Комментировать 30