Беглецы остаются на свободе 1

Несмотря на принятые меры, полиции так и не удается поймать ни одного из четырех преступников, сбежавших из Рижского централа. Однако при проведении проверок в тюрьмах Латвии удалось предотвратить побег из Екабпилсской тюрьмы. Тем временем продолжают выясняться подробности дерзкого поступка заключенных: версия подкупа охраны пока не находит подтверждения, речь идет о халатности охранников. План сорвался

После ЧП Управление мест заключения затеяло аудит системы охраны в латвийских тюрьмах, который уже вчера дал неожиданный результат: в Екабпилс-ской тюрьме тоже готовился побег. На крыше одного из тюремных корпусов охранники обнаружили перепиленный замок чердачного люка. Для маскировки замок был склеен липкой жидкостью и внешне выглядел целым. На чердаке корпуса возле окон, выходящих на линию охраны, найдены одеяло, простыня и тонкая бечевка, привязанная к деревянной стреле. Там же находились еще одна стрела и лук, изготовленный из рукоятки спортивного тренажера. Судя по всему, преступники хотели повторить сценарий побега из Парлиелупской тюрьмы: из лука за тюремную стену выпускается стрела, к которой привязана тонкая веревка. Сообщники на свободе ее ловят и привязывают к ней канат, который втягивается беглецами на зону. Затем канат натягивается, привязывается к опоре и по нему уголовники переправляются на свободу. На сей раз бегство удалось предотвратить.

Халатность или подкуп?

Тем временем, анализируя видеозаписи побега из Рижского централа, министр юстиции Гунтар Гринвалдс пришел к выводу, что скорее всего охрану никто не подкупал, просто она халатно относилась к своим обязанностям. Например, никто из охранников не заметил пробитой дыры в коридоре и перепиленных решеток на окне. Глава Управления мест заключения Сергей Златоустов также склоняется к версии халатности охраны, однако следствие продолжается.

Частные нары — это реально

Дерзкий побег поднял проблему состояния пенитенциарной системы. По мнению министра юстиции, на обустройство всех тюрем страны нужны большие средства, поэтому для решения этой проблемы необходимо привлекать частный капитал: к примеру, государство берет на себя охрану заключенных, а предприниматели — обслуживание тюремной инфраструктуры. Также Гринвалдс считает, что заключенных необходимо загрузить работой, чтобы у них не было времени думать о побеге. Среди первоочередных задач министр назвал приобретение специальных глушилок, чтобы у заключенных не было возможности по телефону общаться с пособниками на свободе. Таким образом, в бюджет этого года будут внесены необходимые поправки.

Третий случай за 100 лет

Телеграф решил узнать мнение ветеранов системы МВД о ЧП в Рижском централе и о том, как предотвратить подобные происшествия.

Витолд ЗАХАРС, генерал юстиции, бывший глава Управления мест заключения:

— Ситуация в сфере охраны мест заключения оставляет желать лучшего. Конечно, в последнем ЧП в первую очередь сыграл свою роль человеческий фактор. Безусловно, ощущается нехватка сотрудников, так как престиж профессии и материальная сторона ниже всякой критики. Также большая проблема — незанятость заключенных, с ними не проводится никакой воспитательной работы. Люди социально деградируют, ищут выход из ситуации, в том числе и такой экстремальный, как побег. Ситуацию в Управлении мест заключения можно изменить к лучшему: надо финансировать управление не по остаточному принципу. И, конечно, нужно построить хотя бы одну новую тюрьму, так как все реновации и реконструкции — весьма дорогостоящие проекты, а вот их результативность под вопросом. Если говорить о Рижской центральной тюрьме, то реконструкция здания постройки начала XX века ничего существенного не даст.

Виктор БУГАЙ, бывший руководитель Главного управления полиции Риги:

— Конечно, побег из тюрьмы — это чрезвычайное происшествие, но не надо делать из него трагедию вселенского масштаба. Из Централа бегали и раньше. Первый массовый побег был в 1905 году, второй — в марте 1985-го: тогда заключенные захватили надзирательницу. В Ригу для расследования всех обстоятельств этого ЧП приезжал сам глава МВД СССР Юрий Чурбанов.

Другое дело, что у нас нет профессионального образования для надзирателей и охранников. Как я понимаю, на это нет средств. Кроме того, на ситуацию влияет постоянная чехарда в руководстве Управления мест заключения: приходит новый министр, назначается новый начальник управления. Однако я считаю, что профессиональный уровень руководителей управления высокий. Просто они поставлены в ситуацию, когда не хватает финансирования. Другая проблема в том, что в Латвии нет новой тюрьмы, а заключенных меньше не становится, более того, им удлиняют сроки. Была идея строительства частной тюрьмы — чтобы люди, осужденные за экономические преступления, работали и платили за свое содержание, — но ее почему-то забыли.

Сергей ЧЕРНЕНОК, бывший глава 6-го отдела (по борьбе с оргпреступностью) МВД ЛР:

— При всей совокупности факторов то, что происходит в Рижской центральной тюрьме, я могу охарактеризовать как бардак. В голове не укладывается, каким образом заключенные смогли сбежать из этой тюрьмы, перелезая через забор с натянутой проволокой. В 1985 году уголовники с заложницей прошли через проходную, а тут — при камерах слежения, наблюдательных вышках и двух рядах колючей проволоки! Не согласен, что все дело в недостаточности финансирования Управления мест заключения. С сожалением констатирую, что кризис в системе только усиливается. Люди теряют уважение к профессии.

Комментировать 1