Чего ждать от саммита НАТО в Вильнюсе? 5 важных вопросов 11

Лидеры стран-членов НАТО собираются на этой неделе в Вильнюсе на двухдневный саммит, чтобы обсудить ряд очень важных вопросов, начиная с возможного членства Украины в альянсе и принятия Швеции, заканчивая предоставлением достаточных запасов боеприпасов и утверждение планов обороны впервые после окончания холодной войны.

Вступление Украины в НАТО

Основное место в повестке дня саммита, как ожидается, будут занимать будущие отношения НАТО с Украиной, которые даже накануне саммита остаются достаточно туманными, хотя президент Украины Владимир Зеленский все чаще настаивает на том, чтобы уже в Вильнюсе Киев должен получить официальное приглашение вступить в альянс или хотя бы «очень четкий и понятный сигнал» о том, что после войны Украина станет членом НАТО.

Генсек НАТО дал понять, что у Украины нет надежды стать членом альянса, пока продолжается война с Россией, и официального приглашения в Вильнюс Киев не получит. Однако между государствами-членами все еще существуют большие разногласия по поводу того, насколько быстрым должен быть процесс приема украинцев после окончания войны. В то время как страны Восточной и Центральной Европы настаивают на том, чтобы Киев уже в Вильнюсе получил так называемую «дорожную карту» для вступления в альянс, США и Германия до сих пор пытаются избежать любого шага, который мог бы приблизить НАТО к прямой конфронтации. с Россией.

Многие эксперты считают, что такое нерешительное поведение послужило стимулом для российского диктатора Владимира Путина через несколько месяцев начать войну против Грузии, а еще через несколько лет вторгнуться в Украину.

Гарантии безопасности для Украины

Ожидается также, что на саммите будут обсуждаться возможные гарантии безопасности Украины после окончания войны, но до возможного вступления в НАТО, хотя речь идет об обязательствах, которые могут быть взяты на себя отдельными членами, а не альянсом в целом. Среди прочего, это может быть обязательство продолжать поставки оружия Украине после окончания войны, чтобы удержать Россию от повторной агрессии. США, Великобритания, Франция и Германия уже ведут двусторонние переговоры с Киевом по этому поводу.

Однако Столтенберг подчеркнул, что статья 5 Вашингтонского договора, гарантирующая коллективную безопасность, распространяется только на полноправных членов альянса. Однако он пообещал, что на саммите будет утверждена «долгосрочная программа помощи для обеспечения полной совместимости ВСУ и НАТО», на которую предполагается выделить 500 млн евро.

Между тем среди государств-членов до сих пор существуют разногласия по поводу предоставления Украине современных боевых самолетов, и даже Турция, располагающая одним из крупнейших парков истребителей F-16 американского производства, недавно присоединилась к призывам Вашингтона окончательно определиться. на этом шаге.

Укрепление восточного фланга НАТО

Ожидается, что впервые после окончания холодной войны лидеры государств-членов рассмотрят планы обороны, в которых подробно описывается ответ НАТО в случае возможного нападения России. Возрождение так называемых региональных планов знаменует собой фундаментальный переход от периода спокойствия после победы Запада в холодной войне. Новые оборонные планы, включающие сценарии для Атлантического и Арктического регионов, Восточной и Центральной Европы, Балкан, Южной Европы, Средиземноморья и Черноморского региона, также определяют задачи государств-членов по совершенствованию их обороноспособности, снабжения и инфраструктуры.

НАТО не видела необходимости в крупномасштабных оборонных планах в течение нескольких десятилетий, но с началом боевых действий в центре Европы, подобных которым здесь не было с 1945 года, пришлось убедиться, что альянс должен быть должным образом подготовиться до того, как такой потенциальный противник, как Россия, решит начать атаку. Больше всего в этом отношении угрозе подвержены государства Балтии, а также Польша, и готовность немедленно заняться их защитой в случае нападения имеет решающее значение для авторитета альянса.

Поэтому НАТО должно остановить российскую агрессию у самой границы. Это, в свою очередь, требует преобразования нынешних многонациональных батальонов НАТО численностью от 1000 до 1500 человек, дислоцированных в восточных приграничных странах, в бригады численностью от 3000 до 5000 человек. Также усиливаются артиллерийские, противовоздушные и бронетанковые силы, дислоцированные в странах Балтии.

Прием Швеции в НАТО

Швеция до последнего момента надеялась, что наконец-то станет 32-м государством-членом альянса на Вильнюсском саммите, но Турция до сих пор блокирует ее прием, обвиняя Стокгольм в предоставлении убежища на своей территории членам и сторонникам террористических организаций, таких как курдская сепаратистская вооруженная группировка Рабочая партия Курдистана (РПК). Прежде чем ратифицировать протокол о допуске Швеции, Анкара требует от Стокгольма решительных действий в отношении этих лиц и выдачи разыскиваемых «террористов» туркам.

Другие государства-члены вместе со Столтенбергом говорят, что Стокгольм уже сделал достаточно, чтобы удовлетворить требования Анкары. Среди прочего, Швеция внесла необходимые поправки в конституцию, добавила законы о борьбе с терроризмом и сняла эмбарго на поставки оружия в Турцию.

Вступление Швеции в НАТО также блокируется Венгрией, хотя Будапешт никогда публично не говорил, что мешает ему ратифицировать протокол о приеме Швеции, и считается, что венгры последуют примеру турок, как только Анкара снимет свои возражения.

Увеличение расходов на оборону

Обычные дебаты о расходах на оборону продолжатся на саммите в Вильнюсе. По словам дипломатов, все государства-члены, число которых достигло 31 после ухода Финляндии в апреле этого года, в очередной раз согласились выделять не менее 2% своего валового внутреннего продукта (ВВП) на оборону в «долгосрочной перспективе», хотя они уже выражали такую ​​решимость на саммите в Уэльсе в 2014 году.

Между тем Столтенберг выразил желание установить 2% ВВП в качестве минимального предела, а не ставить его как достижимую цель, или, как заявила посол США в НАТО Джулиана Смит, это должен быть «пол, а не потолок». Однако в 2023 году этой цели все же достигнут только 11 государств-членов – США, Греция, Эстония, Латвия, Литва, Великобритания, Польша, Румыния, Финляндия, Словакия и Венгрия.

Хотя в целом члены НАТО, за исключением США, в этом году увеличили свои военные расходы на 8,3%, расходы на оборону таких государств-членов, как Бельгия, Канада, Люксембург, Словения, Испания и Турция, не достигают даже 1,4% от ВВП, а Польша уже объявила, что увеличивает расходы на оборону до 4% ВВП.

Однако после повторного вторжения России в Украину в целом отношение государств-членов альянса к расходам на оборону существенно изменилось, и в этом году их рост достиг беспрецедентных темпов, увеличившись в четыре раза по свравнению с 2022 годом.

Комментировать 11