Цена обещаний 45

В нашем городе оппозиция ассоциируется с группой туристов, вечно опаздывающих на поезд. Ощущение, что горстка людей застряла в воздухе и все никак не может попасть домой.

Продрогли все, истощали — вышли на шоссе: голосуют, руки тянут, — и попутки не останавливаются. Смотрит народ, негодует, дивится, но как в плохом кино: знание о том, что режиссер шарлатан, что артисты придурки, а гениальные задумки авторов сценария пустой пшик, — приходит с концом фильма. И уходить глупо, и досматривать тошно. Но каждые четыре года — одно и тоже кино. “Динабург Вестник” решил поговорить на эту тему с главой нынешней думской оппозиции Рихардом Эйгимом.

— Святое дело: начнем с результатов выборов в Сейм. bq. Самое неприятное, что витало в воздухе перед выборами — факт раздробленности левого движения. Как ни относись к местной ячейке “ЗаПЧЕЛ” и их заведомо провальной кампании, вред от раздробленности будет аукаться избирателям еще четыре года. Не объединившись заранее с “Центром согласия”, раздробив электорат предвыборными выпадами в адрес друг друга, обе партии останутся в оппозиции. То, что “Латвияс цельш” влезет в Сейм на горбу Шлесерса — было очевидно сразу. Что обещал горожанам г-н Шлесерс — в памяти свежо. И интеграцию, и пенсию в двести латов, и минимальную зарплату в пятьсот латов, и диалог с левыми. А уже на следующий день после выборов рвался обсуждать вопрос о коалиции с ТБ/ДННЛ. И вот им отдадим должное. Эти нам хорошей жизни не обещали: они перед выборами многократно подавали законопроекты с предложениями вообще прекратить натурализацию и ликвидировать Управление натурализации. Сегодня они у власти: чтобы привлечь в правящую коалицию объединение ТБ/ДННЛ, партнерам пришлось отдать им под контроль финансовые потоки, исчисляемые миллиардами евро! Именно такие суммы предстоит курировать новоиспеченному министру по особым поручениям по делам освоения средств ЕС г-ну Броксу. Комиссию по исполнению закона о гражданстве, согласно планам коалиции, возглавит “тевземец” г-н Табунс. “Тевземец” Гайдис Берзиньш стал министром юстиции, в ведении которого находится Управление натурализации, человек уже продекларировал о необходимости ввести более строгие требования к натурализации. Все важнейшие вопросы, связанные с гражданством, отданы на откуп ТБ/ДННЛ! А оппозиции, судя по всему, достанется только одно руководящее кресло — комиссию по этике, мандатам и запросам, которую, возможно, возглавит Сергей Долгополов. За кого голосовали даугавпилчане, отдав свой голос “путейцам” и “священникам” — за ТБ/ДННЛ!

— Вернемся в Даугавпилс. Вы, кстати, оказались фаворитом в гонке, хотя и не прошли. bq. Прежде всего, хочу сказать через газету огромное спасибо тем, кто голосовал за наш список. Жаль, я настроился драться за даугавпилчан. Что касается политического расклада, то могу во всеуслышание заявить: левый спектр как таковой в городе отсутствует. Именно благодаря таким личностям как местный “вождь” господ Дробот, потенциальные левые избиратели в последний момент купились на “песни” того же г-на Шлесерса. И людей можно понять: просто надоели болтуны! Дело в личностях. Политика города — хозяйствование! Депутат Толмачев как хозяйственник — пустое место!

— А как политик? bq. Два пустых места! Можно посадить, глухого или немого — лишь бы галстук на шее висел и руки были: и станет поднимать левую или правую в зависимости от того, где мэр сидит, чтоб видела. Вы думаете, г-жа Строде к радости своей нашла Толмачева — нет: это он нашел ее! Где бы ни работать, лишь бы не работать — это про него. Он и в Сейме такой был — своего рода уникум: ничего вообще не сделал для города! Есть вещи очевидные: Толмачев как специалист никому не нужен, он важен как статистическая единица, которая всегда “за”. Через два с половиной года в нашей Думе “пчелы” летать не будут. Другое дело, я в этом уверен, “ассортимент” взглядов, клятв и обещаний будет превзойден. Судя по телодвижениям некоторых политиков, предвыборные дела уже идут полным ходом. Желающих “порулить” будет выше думской крыши, простите за каламбур. Примеры “рулежки” фирмачей из “Гадибы” и “Диттона” некоторым бизнесменам отбивают сон. И поскольку желающих будет предостаточно, думаю, что перспективы у города не самые лучшие — будут превалировать закулисные дела.

С другой стороны, это факт, нынешняя политика хозяйствования загоняет город в тупик. Нужны новые люди, новые идеи. Безусловно, развитие есть, но Дума в нынешнем качестве — один большой тормоз. Беспредел достал всех! Конкурсы не проводятся ни на поставку горючего, ни при выделении земли, ни при назначении на место. Думаете, на замещение места в школьную управу будет проводиться конкурс? Найдут сто доводов: кого надо уже нашли! Беспредел чувствуют на своей шее не только рядовые граждане, но и бизнесмены. Последний тому пример — интервью в вашей газете с г-жой Доворецкой. Я знаю руководство фирмы много лет: интеллигентные выдержанные люди, преуспевающие бизнесмены. Что хотят? Равных для всех условий! Это ведь смешно, когда бизнесмен объясняет Думе, что для любого процветания необходимо увеличение рабочих мест. И ничего не просит, кроме одного: не мешайте!

— И все-таки странная ситуация. Вы имеете в Думе треть мест. А “рулюют” “толмачевы”… По аналогии с туристами, г-жа Строде в свое время также “ночевала” на вокзале. Какой смысл, придя во власть, “сжигать мосты” — настолько не дружить с оппозицией, заведомо сжимая место для лавирования. Г-н Видавский в этом смысле более практичен. bq. Каюсь, когда-то, решив изменить жизнь города нахрапом, мы наделали ошибок. Но мы были первые, кто искренне хотел что-то изменить — ведь и успели многое. Помнится, колья мне ставили в упрек — до сих пор на дамбе стоят, деревца растут. Новые автобусы — это была необходимость. Избавление от асфальтобетонного завода резануло, как по-живому: до сих пор душа болит. Но отвечаю на ваш вопрос. По большому счету, жизнь показывает: игнорируя здравый смысл, не прислушиваясь к чужому мнению, поневоле идешь у кого-то на поду. Г-же Строде сознаться сложно: своим отношением к оппозиции, она встала в оппозицию ко всему городу. Процесс затянулся, есть ли окольный путь назад — теперь так стоит ставить вопрос.

— С кем бы г-н Эйгим желал пойти на выборы в самоуправление? bq. Г-жа Строде после моего ухода заявила, что не видит точек соприкосновения с командой Эйгима. Нет вопросов — на то и “революция”. Скоро стала жаловаться, что оставшуюся “гвардию” ей навязали. Тоже понятно. Но вот создала свою команду — и что? Даугавпилс стал “Диттонбургом”. Мне интересы города всегда были дороже. Мы готовы работать с любым, кто не видит в Думе одну большую “кормушку”. И сейчас и потом.

— Что-нибудь оптимистичное в завершении. bq. Левое движение с каждым годом будет набирать силы. На эти четыре года, к сожалению, народу Латвии отведена роль статиста. Что касается города, для оптимизма пока нет места: левыми у нас тут не пахнет: нынешние готовы на любую коалицию, лишь бы только получить должность. Именно потому, что у нас такие “левые”, правые спокойно и уверенно делят город под себя.

Комментировать 45