Достоин ли «негр» избирательного бюллетеня? 11

Проект закона, позволяющего четыремстам тысячам латвийских неграждан принимать участие в муниципальных выборах, был отвергнут депутатами Сейма. Стoронники и противники этого решения приводят свои доводы.

Владимир Абразевич, член РОЛ:

Начать с того, что само по себе понятие «негражданства» является политическим геноцидом. Сотни тысяч людей, не только родившихся в Латвии, но и проживших здесь всю свою жизнь, лишены возможности голосовать на выборах. Все это устроено абсолютно осознанно. Причина очень проста – под прикрытием патриотических лозунгов нужно было оттеснить как можно больше людей от процесса приватизации. Давайте вспомним, как за сертификаты приватизировали предприятия и дома, как земля оказалась у новых помещиков, как мгновенно возникли сотни миллионеров… Все направлено на то, чтобы обездолить людей, а потом еще и лишить их возможности легально выразить свое возмущение посредством избирательных бюллетеней.

Сейчас, чтобы оправдать существование системы апартеида, кричат, что если дать всем возможность голосовать, русскоязычные тут же «потянут» к России, пожелают воссоединиться с ней. Люди, которые так говорят, прекрасно осознают свою ложь, они знают, что этого не будет. А вот что они понимают, но не желают озвучивать, так это то, что чем больше будет избирателей, тем более правильно, справедливо будет выстраиваться внутренняя политика нашего государства.

Посмотрите: за все время существования независимой Латвии менялись только имена правящих партий, люди, как правило, оставались одни и те же. Им крайне невыгодно расширить возможности политической ротации, плодить себе конкурентов. В расширении электората они никак не заинтересованы. Неважно, что они заседают в Сейме – путь туда, как правило, начинается именно с муниципальных выборов.

Люди теперь стремятся голосовать не за горлопанов и искусных демагогов, а за опытных хозяйственников, умелых работников. А ведь для самоуправлений, их надежного функционирования такие люди особенно важны, поэтому при голосовании партийная принадлежность того или иного деятеля отступает на второй план. Чем больше будет избирателей, тем тяжелее будет различным проходимцам пробиваться к городскому бюджету. Десятерых всегда одурачить труднее, чем пятерых.

Проблема негражданства уже весьма стара и запутанна, но это не значит, что решать ее не надо. И первое, что надлежит сделать – допустить абсолютно всех жителей Латвии для начала хотя бы к муниципальным выборам. Удивительно, но наши земляки в Германии, например, куда уехали на работу, участвуют в местных выборах. А там, где родились и выросли – не имеют права. Люди, прожившие здесь много лет, трудившиеся на местных предприятиях, давно заслужили это право. Тем негражданам, кому уже за пятьдесят, значительно сложнее, чем молодежи, пройти натурализацию, так неужели же они так и останутся бесправными в этом государстве?!

Нужно повернуться лицом к своему народу. Это наша страна, наша Родина, и среди ее жителей нет или почти нет людей, полностью безразличных к ее судьбам – в конце концов, все мы тут живем. Мы хотим не воссоединения с сегодняшней Россией, а проведения взвешенной, грамотной, внимательной к простому человеку политики. Это нужно и крестьянам, и горожанам и тем, кто временно покинул пределы Латвии.

Словом, закон об участии неграждан в муниципальных выборах нам сейчас жизненно необходим. При этом неплохо было бы, если бы неграждане проявляли больше политической активности, смелее включались бы в борьбу за свои права. Нечего ждать, пока дядя из Вашингтона или Брюсселя даст команду нашим правителям сделать у нас абсолютно свободные выборы. Кстати, сейчас встал вопрос об организации специальных комитетов неграждан. Посмотрим, какие конкретные формы примет эта идея и какие плоды она принесет…

 Андрис Руклиш, журналист:

Вопрос, конечно, достаточно неоднозначен, противоречив даже. Считаю, что пенсионеров на муниципальные выборы надо допускать, невзирая даже на отсутствие у них гражданства. Своим трудом на благо Латвии они лучше всяких слов доказали, что заслужили это. Нынешние пенсионеры большую часть жизни прожили в совсем другие времена, с совершенно другими условиями. В силу объективных обстоятельств многие из них, скажем, не могли даже изучить латышского языка. Старикам, в принципе, можно было бы дать и само гражданство, избавив их от прохождения процедур по натурализации. Если на человеке нет судимостей – почему бы нет?!

Совсем иная ситуация с людьми социально активного возраста. Они просто обязаны доказать свою любовь, свою лояльность к этой земле, к Латвии и, я даже сказал бы, к ее социальному строю. Такие люди, если они не обзавелись до сих пор гражданством, должны показать, что являются не придатком, а составной частью этой страны.

Лучшее доказательство здесь может быть только одно. Сначала ты изучаешь государственный язык – это не так сложно, как кажется – проходишь натурализацию и голосуешь уже решительно на всех выборах, а не только на муниципальных. Молодые люди не должны ждать каких-то подарков сверху, они сами – хозяева собственной судьбы. Те же, кто не хотят сдавать на гражданство, заставляют усомниться в своей лояльности к нашему государству. Конечно, оно имеет массу недостатков, поскольку еще сравнительно молодое, неопытное, и, соответственно, досадных ошибок было при его создании было допущено немало. Но, тем не менее, это – Родина. На Родину плевать нельзя.

Почему же до сих пор многие не торопятся с натурализацией? Дело в том, что, будучи негражданином, дешевле и проще ездить в Россию – это прагматический фактор. К тому же и в Европу негражданину теперь выехать значительно проще, чем еще полгода назад – так что и тут стимул к получению гражданства утрачен. Ну и, наконец, есть некая общественная прослойка, представители которой, даже спустя шестнадцать лет, миновавших с начала эпохи независимости, cмотрят на латвийское государство, как на досадное недоразумение. На мой взгляд, этих людей следует образумить, объяснить им, что Латвия, хоть и мала, но это наша страна. Как бы плохо тут ни было иногда, но это Родина, которая у человека бывает только одна, надежное пристанище, куда всегда можно возвращаться.

Со второй категорией неграждан, конечно, сложнее. Не скажу, что их много, но среди них немало весьма крикливых элементов – особенно в Даугавпилсе. Да и патриотическое воспитание у нас, увы, не на должном уровне.

Не думаю, что со временем у нас натурализуются абсолютно все – процентов десять от нынешнего общего числа неграждан так и не пожелают поменять цвет своих паспортов. Категория недовольных всем и вся очень живуча. Такие люди – как я сказал бы, ни богу свечка, ни черту кочерга – всяческие сочувствующие лимоновцам, баркашовцам и прочей подобной публике, над ними довлеет прошлое России, величие сталинской империи. Они не понимают, что ситуация в корне изменилась: и Россия давно уж больше не та, и сама жизнь не та. Советский Союз был супердержавой, но он рухнул, безвозвратно погиб. Но те самые десять процентов недовольных до сих пор живут в прошлом, им кажется, что советская эпоха еще не кончилась. Старикам, быть может, это еще простительно, но никак не молодым и дееспособным людям.

Словом, резюмируя, еще раз повторю: пенсионеров вполне можно было бы допустить до муниципальных выборов. Но молодых – ни в коем случае. Пусть они сначала натурализуются, доказав этим свою преданность Латвии как государству, а уж потом смело пользуются всеми политическими правами, которыми наделяется любой гражданин!

Комментировать 11