Почем у вас таблетки, доктор? 34

* Доктор предложил мне купить у него таблетки, причем подчеркнул, что они очень эффективные. Стоила упаковка 15 латов. А спустя несколько дней меня в очередной раз на «скорой» отвезли в больницу. В стационаре врачи, увидев, что я принимаю эти таблетки, сказали, что это пищевые добавки: «пусть здоровые люди балуются, а вам лечиться надо!» Правильно ли это, когда врач сам распространяет какие-то лекарства?

Татьяна, посетительница поликлиники:

Сейчас много пишут о конвертах, которые вручают врачам пациенты. Но проблема гораздо шире – в коммерциализации медицины. Честно говоря, я была бы не против, если бы мой доктор, зная доходы пенсионеров, предложил бы мне дешевые российские лекарства, которые не хуже, а даже лучше тех, что продаются в аптеке. У нас в аптеках их невозможно купить. Да, это нарушение закона, но оно было бы продиктовано желанием помочь больному. Но мне лично приходилось сталкиваться с тем, что врач предлагает достаточно дорогие средства.

И разве речь только о том, что продается прямо в кабинете? А рецепты, которые выписывают врачи, разве не содержат в себе коммерческого интереса доктора? Мне скажут, что если лекарство продается в аптеке, врачу все равно, что выписывать. Но на деле фармацевтические компании устраивают семинары для врачей, на которых их знакомят с новыми лекарствами. Если вы думаете, что такой семинар проходит в больнице, вы глубоко ошибаетесь. Врачей приглашают хорошо отдохнуть в курортном месте, часто – за границей, оплачивают и проживание, и питание, и развлечения. Никто не требует: «отработай!». Но каждый понимает, что если твое медучреждение и ты лично не закажете данные препараты, то в следующий раз на такой прекрасный семинар возьмут других.

И вот результат. Моя знакомая, имеющая статус малообеспеченной, пошла в службу соцпомощи, чтобы ей оплатили лекарства. А ей ответили: «Мы можем выделить только 40 латов в год, а у вас только одно лекарство – 75 латов, к тому же оно не по профилю вашего заболевания, вам положены льготные медикаменты».

Или вот случай – пошла я как-то к врачу. Заплатила в кассе, с чеком пришла в кабинет, врач меня осмотрел, бумажек понаписал. Я собираюсь выходить из кабинета и слышу: «лат, пожалуйста, за инструменты заплатите». За какие инструменты?? Не покупала я их. Да и все эти железяки для ушей и горла вроде как не одноразовые… Ну ладно, говорю, напишите мне бумажку для кассы, я заплачу. И в ответ: «За инструменты нужно платить здесь». Вот так, по лату с носа – за день набегает лишняя двадцатка как минимум.

Психологически отказать врачу бывает очень трудно – ведь он тебя осмотрит, поставит диагноз и, не отходя, как говорится, от кассы, предложит тебе лекарство! Мне не жалко купить у врача препарат – в конце концов, мне все равно, где это сделать – лишь бы по божеской цене! И чтобы я была уверена, что препарат этот действительно мне необходим.

Мне кажется, что причина – в самой системе. Оплата работы семейного врача стала сдельной. Подсчеты сложные, но фактически доходы зависят от того количества пациентов, которые к нему приписаны. А лечить – не болванки вытачивать, тут погоня за количеством не нужна. Так что – оклад, только нормальный, и никаких других доходов! вот это было бы разумно.

Марис Муделис, исполняющий обязанности руководителя Государственной фармацевтической инспекции:

– Да, действительно, подобное явление существует, и является оно, к сожалению, достаточно распространенным. Хотя, по закону, врач не имеет права продавать лекарства.

Та часть отечественного законодательства, что регламентирует продажу медикаментов, ясно указывает, что продажа может производиться лишь учреждениями, получившими специальную лицензию. Это, в подавляющем большинстве, аптеки, медицинские склады и т.д. Конечно, теоретически, практикующий врач тоже может обзавестись такой лицензией – хотя это и не является самым легким делом. Лицензии выдает Государственное агентство лекарств (к слову, уже через пару месяцев наши ведомства будут объединены), и после подачи соответствующего заявления претенденту приходится предъявить немало доказательств того, что он может заниматься столь ответственным делом.

Однако в том-то и дело, что врачи, в большинстве своем, занимаются продажей фактически «из-под полы», не имея для этого никаких прав. Считаю, что пациенты должны знать об этом, в случае чего, чтобы не потворствовать незаконному бизнесу. Официальными правилами для предприимчивых врачей предусматриваются денежные штрафы, размер которых может зависеть от масштабов проворачиваемого «бизнеса».

Тем не менее, затрудняюсь привести примеры того, чтобы кто-нибудь из латвийских врачей понес бы наказание за подобную торговлю. Торгующего медика чрезвычайно трудно поймать за руку… Большинство пациентов ведь даже и не догадываются об ограничениях, воспринимая продажу медикаментов врачами как должное. Пациенты даже благодарны за то, что врач на месте предлагает таблетки. Проблемы возникают тогда, когда аналогичное лекарство в аптеках оказывается дешевле.

Кажется, проверки медиков пытались было производить, но – без толку. Ведь в кабинете любого врача, естественно, имеются разнообразные медикаменты – каким образом вы можете доказать, что они выставлены именно на продажу? К ним что, приклеены ярлычки с ценами? В крайнем случае, хитрый врач всегда скажет, что выдает то или иное лекарство пациенту «просто так», из гуманизма, чтобы бескорыстно помочь бедному человеку.

Наверное, единственная подходящая возможность поймать за руку нелегального продавца лекарств заключается в обращении к конспиративным методам. Проще говоря, инспектор, осуществляющий проверку, может прийти к врачу, оказавшемуся под подозрением, под видом пациента.

Однако я пока не располагаю информацией о том, чтобы столь крупные проверки проводились…

 Владимир Веретенников

Комментировать 34