Игры спортсменов с цифрами 22

Принятие городского бюджета – всегда повод для дискуссий. Как с наибольшей пользой потратить деньги из городской казны? У многих на этот счет есть свое мнение.

Например, одни уверены, что надо побольше раздать людям на льготы для оплаты тепла, другие – что вкладывать надо в модернизацию Теплосетей, чтобы цены снизить для всех, а не только для малоимущих. Одни убеждены, что брать кредиты – выгодно, другие – что нельзя этого делать. И каждый, безусловно, имеет право на свою точку зрения и право ее высказать. Вот только не надо при этом передергивать цифры… Между тем группа неудачливых кандидатов в депутаты разного уровня манипулирует цифрами почище, чем иной шулер – картами. Люди эти известны в городе как экс-спортсмены, поскольку некогда вместе занимались спортом, потом той же командой – политикой, дружно оказались не у дел и так же дружно пытаются снова пробиться к власти.

Племянник пугает

Одного из этой команды – Вадиса Лаускиса – газета “Миллион” уже называет вице-мэром, когда берет у него интервью. Странно, почему не мэром? Возможно, эту должность дядюшка уступил своему племяннику – Петерису Дзалбе, которого усердно представляют публике в качестве успешного бизнесмена, разбирающегося в хозяйственных вопросах. Почитаешь статьи Петериса, и хочется прямо сегодня пустить его во власть, ведь завтра будет поздно.

Его очень пугают кредиты, взятые городом. “Годовой бюджет целого города мы должны будем отдать за долги, которые набрала Дума при Рите Строде” – пишет Дзалбе в одной из местных газет. И приводит ужасающие цифры: "Город должен вернуть кредитным учреждениям 41 254 347 латов. А доходы города – максимум 35 миллионов в год. “Вот и получается, что один год мы все будем работать только на то, чтобы город вернул долги”, – пугает племянник. “Наши проекты не несут финансовой отдачи”, – стращает в другой газете дядюшка.

Давайте разбираться. Очень многие уже брали кредит и представляют себе, как это делается. Вот у меня, к примеру, несколько лет назад взят кредит на квартиру. Вместе с представителем банка мне пришлось считать свои доходы, чтобы выплаты были посильными. Банк кредит не даст, если ежемесячно надо отдавать больше трети официальной зарплаты. А зарплата у меня – небольшая, потому 6 тысяч латов дали в долг на десять лет. Ежемесячно возвращаю банку примерно по 40 латов. При этом сделка выгодная, ведь за эти годы квартира подорожала втрое, и сегодня пришлось бы выложить за нее не 6, а 18 тысяч, что, увы, нереально. И представьте, что придет ко мне такой “успешный бизнесмен, разбирающийся в хозяйственных вопросах”, и скажет: “Да как ты можешь взять шесть тысяч в кредит, если это две твои годовые зарплаты? Тебе придется два года не пить, не есть и отдавать долги”.

Посмотришь на него и подумаешь: ничего парень не соображает даже в элементарных вещах!

Старые долги

Давайте вернемся к городскому бюджету, который составляет 53,4 миллиона латов. Тут банки к кредитам подходят еще строже. Помните, Эйгима сняли, когда размер выплат по кредитам приблизился к отметке в 20 процентов от годового бюджета? Если верить Дзалбе, то “при Эйгиме не только бюджет был в 2 раза меньше, но и долгов у города было в 3 раза меньше”. А Строде “загнала город в долговую яму”.

Документы по бюджету общедоступны – бери и считай. Итак, возьмем цифры за 2002-й год, когда мэром был  Рихард Эйгим. Утвержденный основной бюджет города на год – 17,8 миллиона латов. Часть денег пойдет на оплату кредитов, взятых ранее. Но депутаты снова голосуют за кредиты: на увеличение основного капитала предприятия теплосетей, на реконстукцию кинотеатра “Ренесанс”, на детскую площадку в парке, на строительство интерната для юных хоккеистов, на реконструкцию лагеря “Дзинтариньш”, только один кредит связан с ремонтом дорог. В итоге общая сумма кредитов составляет 13, 4 миллиона латов, а ежегодные выплаты приближаются к тем самым 20 процентам. При этом Дума не платит фирмам за уже выполненные работы, за что на нее собираются подать в суд. И долги за газ таковы, что природное топливо вскоре перестают поставлять в город. Это уже все забыли?

Из этих кредитов на сегодняшний день погашены только два – за школу-интернат и детский стационар. Остальные мы с вами выплачиваем до сих пор. И будем выплачивать дальше.

Откуда деньги?

Новому руководству первым делом пришлось тоже взять кредит – чтобы рассчитаться с самыми неотложными долгами. Никаких больше кредитов не брали ни в 2003-м году, ни в 2004-м. Только в 2005-м Дума позволяет себе маленький кредит в размере 114900 латов – на реконструкцию социального приюта. Самое обидное, что деньги очень нужны – для софинансирования проектов, ведь Евросоюз выделяет средства всегда при условии, что самоуправление вложит и собственные деньги. Вот вам пример. На реконструкцию водопроводно-канализационных сетей 85 процентов выделяет Евросоюз. Стоимость проекта – 33 миллиона евро! Но 15 процентов – наши деньги. Закончится этот период, и ни одного евро не получишь! Вот на такое дело кредит нужен.

Наконец, в 2006-м году финансовое положение стабилизируется. И можно позволить кредиты не только на водоснабжение, но и на реконструкцию улиц, на создание полигона по хранению и переработке мусора. В прошлом году самоуправление уже смогло приступить к реновациии дома, в котором будут давать муниципальные квартиры малообеспеченным. На это взят кредит в размере 939 712 тысяч.

Лишние ли траты?

Наступает 2008-й год. Депутаты планируют в этом году взять два кредита – опять на софинансирование реконструкции системы водоснабжения, и на строительство Мультихалле, то есть спорткомплекса. Впервые за все эти годы деньги предназначены на объект, не связанный с коммунальным хозяйством и прочими неотложными нуждами. Доводы сторонников этой идеи просты. Мы должны думать о молодежи, о том, чтобы юноши и девушки занимались спортом, отдыхали в нормальных условиях. Сегодня для этого благоприятный момент, поскольку почти 5 миллионов выделяет Олимпийский комитет. Откажемся от проекта – потеряем эти немалые деньги. К тому же правительство обещало выделить на объект еще значительную сумму.

Как ни странно, но именно “спортсмены” из команды Лаускиса упорно выступают против этого комплекса. Причем на уровне дешевого популизма: тут за тепло платить нечем, а они спорткомплексы строят за бюджетные деньги!

Но, может, действительно преждевременный объект? Пусть пропадают деньги Олимпийского комитета, мы, по бедности, свою долю внести не можем.

Задаю в финотделе Думы один вопрос: какова доля выплат по кредитам в городском бюджете? Приближается ли она к опасной черте в 20 процентов?

И руководитель отдела Эдита Упениеце предоставила справку: даже если депутаты возьмут те два кредита, которые планируется, выплаты составят в текущем году 9 процентов от основного бюджета. Никакой долговой ямы нет и не будет.

“Страшилки” от Дзалбе

То, как считает г-н Дзалбе, мы уже поняли. Он сознательно называет все долгосрочные обязательства Думы, а не годовые выплаты. Потому что кого напугаешь несчастными 9 процентами? А вот 41 миллион – это цифра!

Но и с этой цифрой не все ясно. Редакция запросила информацию, в которой указаны все кредиты, возвращать которые необходимо из бюджета. И получила данные – по выплатам до 2032-го года. Сложили – у Дзалбе на 13 с лишним миллионов больше. Скрывают от нас что-то…

– Где миллионы? – спрашиваю специалистов Финотдела.

– Вот они, в приложении № 5. Только это не кредиты. Тут указаны все гарантии Думы.

То есть в ряде случаев Дума выступила гарантом для предприятий самоуправления. Они сами и будут эти кредиты погашать. Но подобные случаи тоже учтены при составлении бюджета.

Теперь давайте перейдем к выводам. Можно и нужно спорить о городском бюджете, ведь это наши общие деньги. Вот если бы Дзалбе заявил: да, мы можем позволить себе кредит не только в 7 миллионов, но и в 10, ведь доля выплат не так уж велика. Но давайте построим не спорткомплекс, а вложим эти деньги в реконструкцию Крепости. А я и мои друзья-спортсмены готовы инвестировать еще 10 миллионов, чтобы создать настоящий туристический объект. Или, к примеру, принесли бы проект завода по производству целебных вод. Говорят, есть у нас очень ценный источник минеральной воды. Это был бы конструктивный разговор.

А так – страшилки для наивных. Причем для очень наивных – таких, кто поверит, что, как только к власти придут  Валдис Лаускис и его племянник  Петерис Дзалбе, так и наступит всеобщее благоденствие.

Комментировать 22