Вызывая «скорую» – будьте готовы платить 13

В "Миллион" обратилась даугавпилчанка Лилия. Пожилая женщина была очень расстроена и обескуражена тем, что с нее - человека, страдающего серьезными заболеваниями - взяли плату за вызов "скорой помощи" "как необоснованный".

“Я пенсионерка с 37-летним стажем работы, – рассказала наша читательница. – Давно уже болею стенокардией, сердечной недостаточностью и гипертонией. Все эти заболевания хронические, и я постоянно наблюдаюсь у врача, пью таблетки, часто лежу в стационаре. Но бывают и неожиданные обострения, когда привычные лекарства не помогают, а ждать прихода врача невмоготу, да и не вседа возможно его вызвать – ведь болезнь не выбирает, прихватывая и в выходные дни, и в нерабочее время. В такие-то моменты я и вызываю “скорую” как свою единственную надежду. И до сих пор с меня никогда не брали плату за вызов.

Однако на этот раз, 30 марта, было по-другому. Как бывает во время приступов, я испытала ощущение “зажатости” в груди, сильную одышку и другие тревожные симптомы. Приехавший врач “скорой помощи” измерил давление – оно было 220 на 120! Мне ввели клофелин, дали еще какое-то лекарство, а когда я почувствовала облегчение, … сказали, что я должна заплатить 5 латов. Мне чуть опять не стало плохо: ведь я живу на пенсию чуть больше 100 латов!

Я не имею никаких претензий к врачу, приехавшей по моему вызову – это очень приятная женщина и, сразу видно, квалифицированный медик. То же самое могу сказать и о медицинской сестре. Да и приехала “скорая” почти сразу после моего звонка. Но факт того, что за вызов “неотложки” придется платить, меня потряс. Неужели так теперь будет всегда? Ведь мой случай никак нельзя назвать “необоснованным” – с таким высоким давлением надолго и на тот свет попасть. А ведь было к тому же воскресенье, около семи вечера. Где же еще я могла искать медицинскую помощь, кроме как в “скорой”? А если в один далеко не прекрасный день опять прихватит сердце и поднимется давление, а денег в кошельке не окажется – неужели же ложиться и умирать?"

Чтобы ответить на вопрос нашей читательницы, мы связались с заместителем директора Даугавпилсской станции “скорой помощи” доктором Астридой Иголниеце. Она подробно разобралась в ситуации (“Миллион” сообщил доктору фамилию и адрес пациентки, поэтому была возможность проверить по документам все обстоятельства вызова) и пришла к заключению, что в данном случае плата была взята совершенно обоснованно.

“Мы действуем не по собственному усмотрению, а строго следуя правилам Кабинета министров № 1046 от 19 декабря 2006 года “Порядок организации и финансирования здравоохранения”, – сказала доктор Иголниеце. – Плата за вызов “скорой помощи” – вовсе не нововведение, хотя в последнее время к этому вопросу стали подходить немного жестче, чем раньше. Отмечу, что выезд “скорой” обходится государству в среднем в 54 лата в час. Так что по сравнению с этой суммой пациентский взнос в 5 латов – лишь малая лепта. Бесплатно “скорая помощь” приедет лишь в тех случаях, когда есть реальная опасность для жизни пациента, к примеру, человек находится без сознания, произошел какой-либо несчастный случай, авария или серьезные симптомы возникли внезапно и необъяснимо для самого человека. Причем эти критерии одинаковы для всех, в том числе и для пожилых людей, и для детей. Во всех остальных случаях подразумевается, что следует обращаться к семейному врачу.

Если говорить о данном конкретном случае, состояние женщины не было угрожающим для ее жизни. Пациентка болеет хроническими заболеваниями, и дело семейного врача – выписать ей медикаменты, которые она могла бы принять в случае обострения болезни. Бригада “скорой помощи” сделала женщине кардиограмму и другие необходимые исследования, которые могут быть произведены на месте. Доставлять пациентку в больницу не было необходимости, поэтому медики и ограничились тем, что снизили ей при помощи инъекции артериальное давление.

Почему в предыдущие разы плата не взималась, не видя документов о тех вызовах, сказать трудно. Возможно, тогда ситуация была серьезнее – ведь сама больная по субъективным признакам не всегда может верно судить о степени тяжести своего состояния. А в данном случае, повторю, опасности для жизни и необходимости в незамедлительной медицинской помощи не было – поэтому и плата была взята с полным основанием.

Отмечу и то, что работники “скорой” сначала оказывают человеку помощь, и только потом берут деньги. Так что ситуация, когда из-за пустого кошелька надо “ложиться и умирать”, исключена. Если медицинская помощь действительно необходима, в ней не откажут. И все же, вызывая “скорую”, человек должен быть готов к тому, что, весьма вероятно, ему нужно будет заплатить пациентский взнос за вызов".

Подготовила Елена Сангушко.

Комментировать 13