Служение обществу – их профессия 8

14 мая сего года состоялся очередной суд над журналистом Романом Самариным. Суд рассматривал повторный иск депутата городской думы, заместителя председателя городской думы господина Толмачева. Цель — закрыть региональную газету!? Господин Толмачев запросил от г-на Самарина 27 тыс. латов плюс судебные издержки плюс за переводы и нотариальное заверение.

Газета “The Washington Post” получила сразу шесть Пулитцеровских премий – самых престижных в мире журналистских наград.

В главной номинации – “За служение обществу” – премия досталась серии репортажей о госпитале для ветеранов военных действий. Благодаря этим репортажам обществу стало известно о скверных условиях лечения и реабилитации в военном госпитале, и властям пришлось принять меры. Министр армии США подал в отставку, предварительно уволив начальника госпиталя.

Самая знаменитая Пулитцеровская премия в денежном выражении составляет 10 тыс. долларов. За победу в главной номинации вручается также памятная медаль.

Интересные аналогии, не правда ли?

Интересно, но Даугавпилс вслед за Китаем исповедует новую идеологию – “рыночную диктатуру” плюс местное изобретение – “приятельский капитализм”. Эта система правления позволяет свободный рынок, но подавляет демократию и свободу выражения, особенно в средствах массовой информации. Такой стиль правления коалиции в думе навеян поездкой в поднебесную депутатов думы.

Поэтому некоторые СМИ нашего города в приторно-сладкой манере освещают заурядно-серое правление “путников” и “священников” вкупе с соглашателями. Немудрено, что наши средства массовой информации на 40-м месте в мировом рейтинге о свободе прессы. Сказалось давление политиков – это ярко выражено в периодике региональной прессы, центральная пресса гораздо менее ангажирована.

Вернемся к нашему суду. Первый суд напоминал юмореску, которую разыгрывали доморощенные артисты мелкого пошиба. В качестве свидетеля на первом суде выступал представитель “ЗаПЧЕЛа” г-н Дробот. Оказывается, настойчивые попытки зампредседателя думы заставить горожан платить за неучтенную воду постоянно обсуждались на заседаниях “ЗаПЧЕЛ” и получали там полную поддержку. Вторая фундаментальная мысль деятеля от “ЗаПЧЕЛа” затрагивала финансирование газеты со стороны некоих политических сил немалыми суммами, но к сожалению, сей деятель не может назвать цифры и, естественно, не может назвать политическую организацию, которая подпитывала газету г-на Самарина.

На втором суде свидетельствовать было некому. Адвокат г-на Толмачева госпожа Дубина просто не явилась на судебное заседание, решив, что “ломать комедию” не к лицу юристу ПЖКХ, да еще в рабочее время. Руководитель “ячейки” “ЗаПЧЕЛ” г-н Дробот тоже отсутствовал. Г-н Толмачев остался один. Он подсчитал, что в шести эпизодах в публикациях г-на Самарина присутствует ложь, а 9 эпизодов затрагивают его честь и достоинство. Интересно, что у депутата новая версия: "Господин Самарин требовал у депутата “по тысяче латов в месяц на содержание газеты”. В судебном иске этого не было, депутат придумал это экспромтом, а может, вспомнил? Истец объяснил, что сумма иска большая, но “только деньги могут остановить журналиста от публикаций”. А попросту депутат, видимо, мечтает, что если он выиграет суд, то газета “Динабург вести” автоматически будет закрыта. Иезуитская мысль и иезуитское действие… Присутствующих на суде развеселила версия заместителя председателя думы. Оказывается, что г-н Самарин великий комбинатор. Он просчитал и разработал провокацию с избитым в кабинете г-на Толмачева пенсионером Буленко. Как там было, трудно сказать, но по словам г-на Толмачева, “больной” Буленко вначале посетил редакцию, а уже потом полицию и медицину.

Адвокат журналиста пыталась объяснить истцу, что материал статей — это острая критика должностного лица, где в качестве идиоматических выражений присутствовали слова: “чудо в перьях”, “клоун”. Забыв, что делопроизводство в судах ведется на государственном языке, вопросы и ответы в виде пикировки между адвокатом и истцом пошли на “великом и могучем”. Адвокат г-на Самарина напомнила депутату от “ЗаПЧЕЛ”, что в споре о неучтенной воде между газетой и г-ном Толмачевым решения думы нет до сих пор.

Прозвучал вопрос адвоката г-на Самарина, что согласно закону о прессе (п. 21) можно обращаться в редакцию в течение 6 месяцев с требованием об отзыве материалов. Вяло обороняясь, г-н Толмачев объяснил, что нет той газеты, вернее, поменялось название. На следующий вопрос, почему после публикации сразу не было обращений в суд, депутат ответил, что выжидал, что, мол, это последняя статья. Возникает вопрос: зачем выжидал, почему не обращается в редакцию газеты, почему не обратился с открытым письмом в прессе к господину Самарину? Да потому, что идея получить большие деньги пришла в голову не сразу.

Не будем гадать на кофейной гуще, каков будет вердикт суда 28 мая сего года. В XVIII веке этот спор легко бы решился на шпагах или позднее на пистолетах. Жаль, времена изменились…

Игорь Дорофеев.

СПРАВКА

Премия была учреждена американским журналистом Джозефом Политцером (1847-1911) и вручается ежегодно, начиная с 1917 года, в первый понедельник мая на церемонии в Колумбийском университете. Помимо журналистики, у нее есть ряд других номинаций в области литературы, музыки и драматургии, но именно в развитии журналистики она сыграла выдающуюся роль.

В здании на Спалю, 10, бывшая база малой механизации, существует утечка воды длиной примерно в 20 лет. Это никого никогда не волновало. Мы не хотим за это платить.

Комментировать 8