Как в Латвии удачно развестись 28

В советское время среди причин супружеских разводов лидировала так называемая несовместимость характеров. При согласии обеих сторон супруги, решившие расстаться, обращались в загс, где их, если в семье не было детей, тихо-мирно отпускали на свободу. В наши дни эта процедура значительно усложнилась, пишет газета “Телеграф”.

Расторгнуть брачные отношения отныне можно только через суд и по строго оговоренным в законе основаниям. Вместе с тем, сегодня люди уже научились извлекать выгоду из развода. Каким образом? Об этом издание расспросило юриста Павла Бригиса.

Левая ходка — не основание

— Удачно выйти замуж — так завистники обычно говорят про некоторых невест, намекая на меркантильные интересы с их стороны. Если существует удачный брак, должен быть и удачный развод, раз уж везде наступили рыночные отношения?

— Это совсем не юридический термин, хотя процедура развода по сравнению с недавними советскими временами действительно изменилась. Когда двое вступают в брак, их никто не спрашивает, по какой причине они это делают. А вот при разводе обязательно требуется указать основания для расторжения брака. Почему? Потому что государство стоит на защите семьи, а семья — это не только муж и жена, это и дети, и другие близкие люди, которые могут пострадать как в моральном, так и в материальном плане в случае расторжения брака своих родных.

— Какие основания требует закон для развода супругов?

— Суд может расторгнуть брак только по причинам, предусмотренным статьями 72—75 Гражданского закона ЛР. Например, если семья фактически распалась и супруги не ведут совместного хозяйства более трех лет, брак может быть расторгнут, но только по суду.

— Но бывает, что уже через два-три месяца после свадьбы новобрачные осознают, что совершили роковую ошибку, что ж им — “отбывать” трехлетний срок?

— Если оба супруга просят о разводе или один из них согласен с просьбой другого о расторжении брака, конечно, суд не будет им препятствовать. Брак расторгается также в том случае, если супруги не ведут совместного хозяйства менее трех лет, но один из них начал совместную жизнь с другим лицом и от этого родился ребенок или ожидается его рождение. Не требуется трехлетнего срока и когда продолжение жизни в браке невозможно из-за невыносимого жестокого отношения со стороны одного из супругов. Хотя сама степень этой жестокости законом не определена.

— А супружеская измена — разве это не основание для развода?

— Как это ни кажется вам странным, по поводу неверности одного из супругов Гражданский закон ничего не имеет. С юридической точки зрения это объясняется тем, что закон не может регулировать частную жизнь, которая по конституции является неприкосновенной — статья 96 Сатверсме.

— А на мой взгляд, супружеская измена вполне подпадает под понятие “невыносимо жестокое отношение” одного из супругов. Вторая сторона в таком случае вправе рассчитывать хотя бы на солидное возмещение со стороны виновника?

— У нас был такой случай, когда за юридической помощью в бюро обратилась одна дама, решившая начать бракоразводный процесс с неверным мужем. В качестве доказательств она предъявила фотографии, сделанные частным детективом, подтверждающие интимные связи супруга на стороне. На этом основании возмущенная женщина требовала развода, рассчитывая на раздел имущества и семейного бизнеса в свою пользу.

— Закон считает такое требование неприемлемым?

— Видите ли, Семейное право Латвийской Республики супружескую измену как основание для развода не предусматривает — нет такого понятия в законе.

Денежное содержание — кому и сколько?

— Но можно же в брачном контракте оговорить, что в случае установления факта неверности одной из сторон вторая обязана будет выплатить за это солидную компенсацию?

— Конечно, в брачные договоры супруги могут включить любые условия. Но если они противоречат существующему в стране законодательству, они не будут иметь юридической силы. Брачные договоры по своей сути направлены не на регулирование или ограничение личной жизни супругов, а на установление и регулирование имущественных отношений между ними. И увязывать одно с другим сложно, а зачастую просто невозможно.

— А я вам расскажу другой случай. Молодая здоровая женщина при разводе с гулякой-мужем вытребовала лично для себя очень хорошее денежное содержание, которое он будет теперь ей выплачивать по суду долгие годы. Это и есть то, что сегодня называют удачно развестись!

— Ничего удивительного я в этом не вижу, дело здесь вовсе не в супружеской неверности. В соответствии с 80-й статьей Гражданского закона Латвии (редакция от 1 января 2003 г. с последующими изменениями), в случае расторжения брака один из супругов может требовать содержания от другого бывшего супруга, соразмерно его имущественному положению, если последний своими действиями способствовал распаду брака, а средства необходимы оставшемуся супругу для сохранения прежнего уровня благосостояния.

— И эта благодать может длиться пожизненно или только до пенсии?

— Не надо так горячиться! Во-первых, размеры содержания можно требовать, только исходя из имущественного состояния супруга. А поскольку у нас нет нулевой декларации, здесь, как говорится, возможны варианты. Супруг может официально нигде не работать, и деньги на его счетах будут отсутствовать. Поэтому в суде заинтересованной стороне придется представить весомые доказательства того, что имущественное состояние бывшего супруга позволяет ему выплачивать требуемое содержание. При этом обязанность содержать прежнего супруга прекращается, когда после расторжения брака пройдет столько же времени, сколько этот брак длился. Кроме того, супруг, настаивающий на выплате содержания, должен в суде доказать, что действительно нуждается в этом. Обычно в такой ситуации выступает женщина, которая воспитывала их общего ребенка, что приостановило ее карьерный рост и отразилось на ее материальном состоянии.

У нас не Голливуд…

— В таком случае она может, помимо алиментов на ребенка, еще требовать содержание и для себя?

— Да, такое право сегодня предусмотрено латвийским законом, другое дело, что его далеко не всегда удается реализовать. Хотя есть такие случаи, когда по взаимному соглашению ушедший из семьи супруг обязуется выплачивать содержание не только на ребенка до его совершеннолетия, но и на его мать. При этом он вправе контролировать расходы своих средств на ребенка, но не на бывшую супругу. Своим содержанием она может распоряжаться по собственному усмотрению.

— Закон оговаривает, в каких случаях супружеское содержание может быть прекращено?

— Обязанность содержать бывшую жену отпадает в случае, если она, например, вступает в новый брак. Есть и ряд других обстоятельств, допустим, сократились доходы бывшего супруга и он уже не может обеспечивать прежний уровень содержания, но все эти моменты надо будет доказывать в суде. Но если закон предусматривает право требования содержания, то каждый может им воспользоваться — при наличии соответствующих условий для его реализации. Прав никогда не бывает слишком много…

— То есть и бывший муж, от которого жена ушла к другому, тоже может от нее потребовать содержание?

— Законы для всех равны, хотя в моей практике пока такого не было. Скорее всего, я бы отказался представлять в суде интересы супруга, требующего содержания от бывшей жены, как и сына, который судится за имущество со своей матерью. Просто это неприемлемо для меня как для мужчины…

— Но в Америке и в западных странах сплошь и рядом мужья с помощью сильных адвокатов получают миллионы на содержание от своих бывших жен. Там развод вообще считается своего рода бизнесом…

— Думаю, в Латвии это вряд ли возможно, у нас не Голливуд — размах не тот. http://www.novonews.lv/news/2008/07/25/lat_gazety/041782.html

Комментировать 28