Кризис заставит вступить в секты 18

Можно ли спасти человека, попавшего в сети тоталитарной секты, и как предостеречь своих близких от пагубной зависимости? Кто сегодня входит в "целевую аудиторию" сект и какие из современных культов - самые опасные? Сегодня тоталитарные секты переживают очередную волну популярности, и наш город, увы, не исключение...

В Даугавпилсе, по словам сопредседателя Латвийского комитета по борьбе с тоталитарными сектами “Антисект” Виктора Елкина, функционируют практически все самые популярные в мире религиозные секты: кришнаиты, муниты, Свидетели Иеговы, мормоны, “Новое поколение” и прочие.

Кроме того, сегодня необычайно популярны и так называемые бизнес-секты, или коммерческие культы (самый известный всем пример таких сект – одиозный Herbalife), члены которых буквально обожествляют продукт, который продают (или пытаются продать), и поклоняются личности основателя этого культа.

Психолог и специалист по тоталитарным сектам Виктор Елкин предрекает увеличение числа сектантов как религиозных, так и коммерческих, связанное с нелегкими финансовыми временами в стране и мире.

Религиозная секта избавляет взрослых людей от ответственности и переживаний, связанных и с без того нелегким финансовым положением, а коммерческий культ, наоборот, сулит фантастические прибыли и привлекает все новых “менеджеров”, которые за “символическую” плату становятся банальными распространителями чудо-продуктов, которые на деле хорошо если не навредят их потребителю. Механизмы воздействия разные, но суть одна. И во времена, когда простой люд живет плохо, секты процветают, продавая надежду и веру людям, отчаявшимся решить свои проблемы собственными силами.

НЕЛЬЗЯ ЗАПРЕТИТЬ В ЭТО ВЕРИТЬ

“Антисект” борется со всеми известными сегодня тоталитарными сектами, оказывает психологическую помощь и поддержку людям, попавшим в секты, и их близким. И самое обнадеживающее это то, что людей действительно удается достать “оттуда”. Кроме того, комитет работает над усовершенствованием законодательной базы ЛР с целью заставить сектантов предоставлять больше информации о своей деятельности и своих целях. Наш собеседник В.Елкин видит ощутимое подспорье в борьбе с сектами в строгом контроле регистрации подобных организаций.

- Мы считаем, что все секты или религиозные организации должны проходить подробное анкетирование, где они обязаны были бы указывать свои цели, методы работы, раскрывали свою идеологию всю сразу, а не поэтапно, как это зачастую бывает. А то сначала открывают, например, молодежный клуб, куда приглашают людей разной веры и убеждений, а потом начинается постепенная промывка мозгов с последующим и основательным вовлечением в секту. Мы не можем запретить людям верить и поддерживать идеологию того или иного культа, но они должны знать, на что идут с самого начала. Мы стремимся узаконить то, чтобы при вступлении в секту люди могли ознакомиться со всей, так сказать, программой данной организации и тогда уже решить, нужно им это или нет, – рассуждает знаток тоталитарных сект.

Комитет “Антисект” также ставит своей целью ограничение деятельности различных прорицателей и целителей. Виктор Елкин не отрицает возможности обладания человеком какими-либо сверхъестественными способностями, но исходя из собственного опыта все-таки немного скептичен: - Насчет целителей могу сказать так: я допускаю, что они есть, и допускаю, что их нет. Но по крайней мере все, с которыми мне доводилось встречаться, оказывались самыми настоящими шарлатанами. Тем не менее даже если человек и обладает такими способностями, это еще не значит, что он может и должен лечить людей и зарабатывать на этом деньги. “Антисект” видит в будущем создание некой сертификационной комиссии, которая выдавала бы таким целителям разрешения на их практику.

И совершенно точно, что любой целитель должен помимо своих способностей иметь высшее медицинское образование, потому что без элементарных знаний анатомии, пусть и при наличии особого дара, можно не только не вылечить, но и навредить. Нам известны случаи, когда лечение заговорами и народными средствами гангрен и онкологических заболеваний заканчивалось летальными исходами, в то время как своевременное обращение к медикам могло бы спасти этим людям жизни.

СЕКТЫ БОЯТСЯ СВОИХ ЭКС-ЧЛЕНОВ

Но контроль над сектами и целителями на уровне законов – это пока только проект “Антисекта”. И пока публичные люди, да еще и власть имущие, сами вхожи в секты (среди приверженцев популярного нынче в Латвии неопятидесятнического движения “Новое поколение” В.Елкин называет некоторых как бывших министров и депутатов Сейма, так и нынешних), сложно поверить в то, что подобные законы будут в скором времени приняты. А пока активистам “Антисекта” приходится бороться с последствиями и по возможности вести максимально широкую информативную профилактическую работу. По данным В.Елкина, в Латвии сегодня действует порядка 20 известных “брендов” и еще около 100 мелких групп, которые образуются вокруг местных целителей и гуру, впоследствии иногда перерастая в более крупные образования.

На вопрос о самых опасных на сегодняшний день сектах В.Елкин отвечает словами своего коллеги, доктора психологии Олега Никифорова: “Самая опасная секта та, в которую попал ваш близкий человек”, и с этим утверждением сложно спорить.

Но тем не менее специалисты делят секты на два типа по скорости вовлечения. “Быстрые” культы – это, к примеру, “Новое поколение” или тот же Herbalife. В них легко оказаться вовлеченным, но и сравнительно легко из них выйти. “Медленные” секты – это, например, общины сайентологов или мунитов. “Программа” закладывается в умы их участников на протяжении долгих лет, и избавиться от этой зависимости чрезвычайно сложно. Но все-таки возможно. По сведениям Виктора Елкина, миру известен случай, когда некий мужчина, будучи Свидетелем Иеговы на протяжении 60 лет (с самого детства), уже на пенсии, наконец, вышел из своей секты, которая предопределяла образ его жизни на протяжении большей ее части.

- Люди, которые сами состояли в секте, а потом вышли из нее и рассказывают всему миру, как все устроено “внутри”, – поистине самые опасные для самих сект. Кстати, был случай, когда не без нашей помощи человек с десятилетним стажем Свидетеля Иеговы вышел из секты и написал книгу о пережитом. Меня, например, секты так сильно не боятся. Когда я заявил в открытую, что у сайентологов есть концлагеря, мне позвонили представители этого движения и пригрозили, что подадут на меня в суд. Тогда я сказал: “Хорошо. Но моими свидетелями на этом суде будут люди, вышедшие из вашей секты и видевшие все своими глазами” и назвал им реальные имена людей со стажем пребывания в стане сайентологов. Угроза судебного разбирательства мгновенно исчезла. Здесь нам очень помогает то, что “Антисект” яляется членом-корреспондентом FECRIS (Европейской федерации центров по исследованию и информированию о сектантстве), официального консультанта по вопросам религии Совета Европы. У нас постоянно идет обмен информацией, мы знаем и общаемся с этими самыми ценными для нас людьми, у которых есть опыт бытности среди настоящих сектантов, – рассказывает В.Елкин.

ДЕНЬГИ ВЫНОСЯТ ТАЗАМИ И ВЕДРАМИ

Но один из самых пагубных феноменов нашего времени – это люди, склонные к сектантству. Виктор Елкин отслеживает это явление, и в поле зрения психолога уже попали люди, которые прошли 3 и более (!) секты. У них просто потребность в зависимости. Выходят из одного культа, не проходит и месяца, как они оказываются вовлеченными в другой. Виктору Елкину известен в том числе и случай одного даугавпилсского парня, который, например, из “Нового поколения” перешел в стан мормонов.

- Таким я уже просто советую вступать не в секту, а в какую-нибудь более менее безобидную группу. Баптистов, например. Потому что такой человек так или иначе куда-нибудь все равно попадет и… пропадет. Сложно сказать, какие секты являются наиболее “миролюбивыми”, но к таковым я причислил бы “Армию спасения” и анастасийцев.

О том, насколько опасным для его членов может быть поселение анастасийцев под Краславой, я пока не берусь судить – смогу сделать это через пару лет. У меня были опасения, что тамошние дети, например, не получат полноценного образования и медицинской помощи. Но жители этой деревни заверили меня, что таких угроз нет. Что ж, посмотрим, – делится с нами своими наблюдениями сопредседатель “Антисекта”.

Кстати, что интересно, как замечает Виктор Елкин, сегодня секты все меньше ориентированы на привлечение детей: - Когда родители приглашают меня в школы, чтобы я прочитал их детям лекции о том, как не попасть в секту, я все время говорю: “Лучше я вам расскажу, как не быть вовлеченными в секту!” Секты предпочитают не связываться с детьми. Ведь большинство сект ориентировано на материальные блага, а у детей их нет. Да и проблемы с законом никому не нужны. Так что секты “работают” на совершеннолетних, у которых есть что отдать “богу”.

В частности, очевидцы пребывания лидера “Нового поколения” Алексея Ледяева в Даугавпилсе утверждают, что такие дары “богу” в виде денег и драгоценностей с “семинара” выносили тазами.

Мы попросили нашего собеседника прокомментировать эту информацию. - О, это обычный стиль Ледяева! – восклицает В.Елкин, – такое происходит на каждом служении, а на “гастролях” они особенно стараются. Выпускают негра Мадабуку, который два часа “прокачивает” публику рассказами о Христосе и Петре, из которых первый не сомневался в своей вере, а второй колебался. Мадабука пропагандирует веру без колебаний, а потом резко огорошивает публику вопросом: “Кто готов отдать тысячу латов богу?!” В ход идут и тазы и ведра… У кого нет с собой денег, заставляет писать “расписки” такого содержания: “Я, такой-то, обещаю пожертвовать богу 500 (или 1000) латов…” И как потом не пожертвовать? Ведь ты же не сможешь обокрасть “бога”!

И в Даугавпилсе “Новое поколение” активно действует на постоянной основе, пусть и без присутствия их главного духовного лидера, но его преемники ничем “не хуже” Ледяева в методах своей работы.

Ольга ПЕТКЕВИЧ

Комментировать 18