«До каких пор будут издеваться над работниками!» 4

Странное дело, но во времена, когда в 100-тысячном городе имеется 80 вакансий, большинство из которых - с минимальной оплатой труда, работники крупных в масштабе города предприятий активно пишут жалобы на своих работодателей. Некоторые из таких писем приходят и на адрес газеты "СейЧас".

Сегодня, пожалуй, ни один работодатель не скажет, что заставляет кого-то на себя работать. У нас в этих вопросах демократия, свобода выбора и тому подобное. Не хочешь работать – не работай. Не устраивает зарплата – найди другую работу, где заплатят больше.

Работник в свою очередь, также может диктовать свои условия, например, если имеет уникальную квалификацию или знания, большой опыт работы в своей сфере и так далее. Если он считает, что его недооценивают, то он может ознакомить с предметом своих претензий работодателя или вправду озаботиться поисками другого шефа. Рынок. Хоть и труда.

Помимо всего прочего, отношения “работодатель-работник” регулирует и государство, принимая и постоянно совершенствуя соответствующие законы, а также организовывая деятельность таких служб, как Трудовая инспекция, которые следят за правомерностью действий одной и другой стороны.

И тем не менее компромисс и взаимопонимание порой все равно остаются понятиями недостижимыми, и начинаются претензии.

ИДЕТ ПЕРЕРАБОТКА, А ПЛАТЯТ МИНИМУМ

Вот какое сообщение недавно получила газета “СейЧас”:

“Меня крайне интересует следующий вопрос: до каких пор руководство фабрики Zilā Lagūna будет издеваться над работниками, заставляя их работать в принудительном порядке вместо 12 часов по 15-16 часов в день? При этом, несмотря на эту переработку, зарплата у нас остается минимальной! Жаловались во все виды инстанций, но пока существует взяточничество, никаких изменений не произошло и, наверное, не произойдет. Единственное, чего удалось достичь, это отмена ночных смен. И все равно люди не уходят, а просто “уползают” с работы. Вот скажите, в нашем городе существует какая-нибудь инстанция, которая не берет взятки и сможет восстановить законность в этой фирме?

На все советы сменить место работы сразу отвечу, что это не выход при такой большой безработице в городе. И в конце концов должна же существовать справедливость и законность в соответствии с трудовым законодательством! Или в нашем городе это уже нереально?"

Не отреагировать на столь эмоциональное послание мы не могли и решили выяснить, как обстоят дела с переработками и сверхурочными на фабрике Zilā Lagūna. Другое дело, что относительно упомянутых в письме якобы взяток и коррупции при условии наличия у работников конкретных фактов взяточничества и их доказательств, можно посоветовать обратиться в находящееся постоянно на слуху Бюро по предотвращению и борьбе с коррупции (БПБК). В таких щекотливых делах должны разбираться максимально беспристрастные профессионалы. У этой организации, к слову, существует бесплатный телефон доверия: 80002070.

Что касается остальных проблем, поднятых в письме, то нам удалось выяснить следующее.

ХОТЯТ ОТОМСТИТЬ ЗА УВОЛЬНЕНИЕ

Вот как, в частности, прокомментировал данную жалобу член правления SIA Zilā Lagūna Игорь Ширшон: - Хочу сразу сказать, что никто никого силой работать у нас не заставляет. Да, на нашем предприятии есть переработка, но все сверхурочные оплачиваются согласно закону – в двойном размере. Дело в том, что за два-три месяца до Нового года наше предприятие получает больше всего заказов. И у нас уже который год существует такая практика – осенью мы издаем распоряжение об увеличении рабочих часов, с которым знакомятся и под которым подписываются все работники нашего предприятия. В обычном режиме у нас работают по графику “два через два”, смена длится 12 часов. Но в предновогодний период появляется возможность поработать подольше и, соответственно, больше заработать. Возможность предоставляется всем сотрудникам, но мы никого не заставляем ею воспользоваться. Если не хочешь больше зарабатывать – отработай стандартную смену и иди домой.

Но вообще могу сказать, что основная масса наших работников, наоборот, всегда ждет этого предновогоднего периода, когда можно дополнительно заработать. Причем я с полной уверенностью могу сказать, что все наши работники довольны своей работой и системой оплаты и ничего плохого не скажут. Мне кажется, что подобную жалобу могли написать либо родственники наших сотрудников, либо тот, кто в свое время за какие-то нарушения был уволен, а теперь хочет таким вот образом нам отомстить. На самом деле, у нас уже были случаи, когда звонила, например, разгневанная жена нашего сотрудника, которая упрекала нас в том, что ее супруг работает чуть ли не сутками, не видя белого света. Но ведь он сам согласился так работать, и у него, как у прочих, была возможность выбора. Это дела семейные. Но, как бы то ни было, нас курирует и Трудовая инспекция, и Служба госдоходов, и прочие институции, так что могу сказать, что с часами работы и оплатой труда у нас все строго по закону. А если кому-то, например, надо куда-то отлучиться или взять отпуск за свой счет, мы никогда не отказываем нашим работникам, потому что руководствуемся тем принципом, что если человек получит отказ в подобной просьбе, то может, что называется, из вредности начать выполнять свою работу недобросовестно, от чего пострадает качество продукции.

Что касается, кстати, системы оплаты, то у нас на производстве практикуется и окладная система, и почасовая оплата. Но сказать, что кто-то у нас зарабатывает “голую” минималку, я не могу.

Считаю, что наши зарплаты вполне конкурентоспособны в сравнении с другими производствами города.

И, кстати, пока у многих идут сокращения, мы, наоборот, пополняем штат. На производстве у нас сейчас занято порядка 130 человек, 20 из которых мы приняли буквально недавно, в преддверии поры многочисленных заказов. Причем принимаем на работу мы, как в прошлом году, так и сейчас, в основном женщин в возрасте около 50 лет или за 50, которых в городе вообще, как правило, никто не хочет трудоустраивать. В скором времени планируем открыть цех по производству икры, которая, ручаюсь, будет лучшей в странах Балтии. Опять же появится около 20 новых вакансий. Еще важно, что у нас практически нет так называемой “текучки”. Просто порой бывало сложно найти квалифицированные кадры, а за безделье мы никогда платить не собирались и не будем.

До недавнего времени специальный автобус возил наших сотрудников на работу и с работы, у нас было бесплатное питание, но ввиду сегодняшней непростой экономической ситуации от этого всего пришлось отказаться. Надеюсь, временно.

МОЖНО И НЕ СОГЛАШАТЬСЯ

Мы попросили прокомментировать данную ситуацию и старшего инспектора-юриста Латгальской региональной Трудовой инспекции Даце Стивриню. Она, в свою очередь, указала, что на фирму Zilā Lagūna очень давно не поступало никаких жалоб.

Так что содержащаяся в письме информация о том, что “жаловались во все виды инстанций” либо устарела, либо недовольные в Трудовую инспекцию не заходили, что можно было бы сделать в случае чего. Кстати, находится бюро инспекции в Даугавпилсе на ул. Саулес, 38.

Что касается распоряжения об увеличении часов работы, то, как сказала Д.Стивриня, если приказ подписан работником, то будет очень сложно доказать, что он не хотел подписывать, а его заставили.

- Если работника не устраивают те условия, что ему предлагают, под таким приказом надо в присутствии пары свидетелей писать от руки: “Ознакомлен. Не согласен. (И подпись)”. За это никто никого не уволит. Хотя, конечно, работодатель может найти и другую законную причину для увольнения работника, – заметила Даце Стивриня.

Ольга ПЕТКЕВИЧ

Комментировать 4