Золотые тайны нашей крепости 9

К счастью, во все времена были люди, которым небезразлично, что происходит вокруг. Они обязательно узнают, почему за стеной так долго плачет ребенок, восстанут против несправедливости бюрократов или не дадут разрушить то, что создавалось предыдущими поколениями во славу Отечества. На стороне таких неравнодушных – правда. Сила может быть на стороне других.

Среди неспокойных, порой раздражающих кого-то своим любопытством есть краеведы – патриоты, защищающие и в мирное время тот уголок, где им выпало родиться и жить. После статьи “И башни рассыпались каменными осколками…” на электронный адрес ее автора пришло письмо с просьбой о встрече. Условием со стороны писавшего была анонимность. Встреча с даугавпилчанином, представившимся Айваром, позволила получить любопытную и достаточно злободневную информацию, которой издание “СейЧас” делится со своими читателями.

Уже несколько лет параллельно своей основной деятельности Айвар занимается изучением культурного наследия Латгалии, в том числе и Динабургской крепости. Раскопки, производимые в 2004 году одной из фирм на участке земли в Крепости, где когда-то возвышался костел, ему доводилось наблюдать самому. Напомним, разрешение на их проведение оговаривало лишь место около входа в собор и ступенек. Фирма же, не ограничиваясь этим, стала раскапывать по периметру здания, не вела записей, не предоставляла отчеты о работах. Айвар тогда поражался, что это происходит совершенно открыто, на глазах у всех. Складывалось впечатление, что настоящая цель копателей совсем иная, отличная от археологической – иезуиты бедными не были! К тому же неогражденная глубокая траншея вызывала интерес у местной детворы, представляя опасность. Закончилось все это вмешательством Государственной инспекции по охране памятников, в которую такие как Айвар подавали сигналы – траншеи закопали, а землю, где когда-то стоял костел, фирма продала (в августе 2006-го) SIA Remarks nekustamie īpašumi.

Айвар знает – непрофессионалов, называемых в народе черными археологами, или черными копателями, в Латгалии достаточно. С недавних пор они особенно активизировались в реализации своих далеко идущих планов. Приобретается дорогостоящее оборудование, способное определить пустоты за стеной или в ней. Во всю идет подготовка к исследованию подземельной части крепости. Проходят уже по метров 200–300 подземных коридоров. Надо сказать, что подземелье очень разветвленное, представляет собой сложную, запутанную для неискушенного сеть. Запросто можно заблудиться, не имея плана. По сведениям, подробный подземный план крепости хранится на территории России под грифом “Совершенно секретно”.

В период нахождения в крепости Даугавпилсского авиационно-технического училища (ДАТУ) молоденькие курсантики, воодушевленные энтузиазмом героев приключенческих романов, горели желанием исследовать подземелье крепости, предпринимая для этого реальные шаги. Так вот, были случаи их невозвращения оттуда – ушли и пропали. Потом последовал приказ КГБ – в целях безопасности замуровать входы в подземелье. Но и сейчас существует несколько расщелин, по которым можно пробраться. Айвар характеризует крепостное подземелье как строение в 3–4 яруса. Однажды он попросил знакомого постоять для подстраховки снаружи, а сам, вооружившись фонариком, проник в одну из таких расщелин. Ростом он человек не маленький, но наклоняться там ему не пришлось. Прошел метров 30, после чего, не выдержав ощущения давящей темноты и неизвестности, вернулся обратно. Кроме того, подземный ход делал поворот, что психологически тормозило дальнейшие “подвиги” – страшно не найти дороги обратно.

Подземелье Динабургской крепости влечет к себе многих и многих. Ведь это лучшее место, где можно было что-то спрятать. Известно, что в царские времена здесь было припрятано 6 т золота – новых отчеканенных золотых червонцев. На аукционе стоимость одной такой монеты сегодня доходит до 5 тыс. долларов. В то же время на официальном уровне поисками этих сокровищ планомерно никто не занимался, хотя могли иметь место скрытые от широкого общества варианты.

Да и во время спешного отступления армии Наполеона французы брали с собой лишь самое необходимое – провиант и вооружение. Награбленное добро – в целях его сохранности и для большей мобильности – прятали в том же подземелье в надежде вернуться. Возможно, в своей подземной части крепость до сих пор хранит нетленным склад французского обмундирования и оружия. Климат в подземелье сухой, температура держится постоянная (+5 градусов). Инженерная система – вентиляция, защита от наводнений и др. – настолько грамотна, что просто диву даешься! Учитывая это, можно предположить, что умершие люди в таком микроклимате длительное время не превращались в скелеты, а мумифицировались. Еще живы свидетели, которые, будучи в юном возрасте, влекомые любопытством, забирались в подземные ходы и видели там мертвых красноармейцев с ружьями. Напуганные, они больше никогда туда не возвращались. В то время не существовало понятия о том, что и красноармейская шинель, и даже обычная пуговица от нее представляют ценность. Сегодня эти ставшие историческими предметы легко превратить в деньги – в “черные” деньги.

Можно упомянуть и другие факты истории. В 1944-м немцы отступали не менее поспешно, чем французы. Как-то ночью в крепость прибыли три крытых грузовика. Были свидетели въезда их в крепость, но никто не видел, как они оттуда выехали. Предположительно, что и эти оставили кое-что про запас, планируя вернуться. Немецкие оккупанты, вступая на территорию Латвии, как и любой другой страны, были хорошо подготовлены. Имелись спецподразделения, в которые входили люди, образованные в археологическом деле. Гитлера, в частности, очень интересовало золото тамплиеров.

По одному из предположений, оно хранилось в подземелье Бауского замка. Старые замки Латвии во все времена привлекали внимание искателей кладов. Но ни один из них не был столь притягателен для романтиков-авантюристов, как Бауский. Легенды о его несметных богатствах ходят с XVIII века.

Поговаривают, что в Королевской библиотеке Стокгольма сохранились планы подземелий крепости с обозначением мест нахождения сокровищ. Шведы вели официальные переговоры о восстановлении крепости с условием, что все найденные реликвии будут принадлежать им. Немцы во Вторую мировую искали золото тамплиеров в Бауском замке тщательно, со знанием дела.

Потом вдруг вся информация о поисках стала замалчиваться, будто их и не было. Почему?

То же касалось и Динабургской крепости, в которой немцами также велись археологические работы. И где гарантия, что они не обнаружили то, что искали?

Высказывая различные предположения, Айвар предупреждает о совершенно очевидном и доказанном – когда “солидные” люди что-то прячут, они обязательно перекрывают доступ к спрятанному остальным. А именно: минируют, ставят растяжки, а иногда доходит и до проклятий в адрес покусившихся на спрятанное. Все это очень опасно. Так вот, вернемся к так называемым черным археологам. Айвар говорит, что в Даугавпилсе человек 15 из них достаточно сведущи в поисковом деле. Несведущих, но жаждущих что-нибудь найти в лабиринтах подземелья больше. Среди “черных археологов” есть люди, отслужившие в армии и имеющие представление о том, как правильно снять растяжки, да и о многом другом тоже.

Сейчас перед ними стоит задача купить какой-то из объектов крепости. Это хороший вариант прикрытия поисков и повод для длительного нахождения на ее территории. Но самое опасное в том, что эти люди умело используют в своих корыстных целях подростков – в частности, воспитанников детского дома, находящегося на территории крепости. Конечно, если подойти к такому мальчишке с вопросом, не обещал ли тебе какой-нибудь дядя блок сигарет за то, что ты проникнешь в подземелье, ответ будет заведомо отрицательным. Ведь сказать правду в данном случае – значит предать. Подростковый возраст самый бесстрашный и отчаянный. А уж какой авторитет среди сверстников у побывавших там! Поэтому Айвар обращается через газету “СейЧас” к администрации детского дома “Аусеклитис”, призывая к бдительности и проведению предупреждающих бесед с подопечными. Это же может касаться и детей из неблагополучных семей, проживающих на территории крепости. “Черные археологи” выбирают среди подобного контингента худеньких и смекалистых, умеющих держать язык за зубами.

Есть и еще одна проблема, связанная с сохранением культурно-исторического наследия под названием Динабургская крепость. Замечено, причем не только обратившимся в редакцию Айваром, что с крепостных валов исчезают укрепляющие их камни. Чтобы выкопать даже один из них, требуются определенные физические усилия и время. Вероятно, этим занимаются бомжи за бутылку и нехитрую закуску. Но кому и для чего нужны эти камни? Неужели никто до сих пор не заинтересовался очевидным и наглядным фактом разрушения столь значимого объекта?

В разговоре с нечаянным информатором мы пришли к выводу, что эти камни вполне сгодятся для производства – например, надгробных памятников. Ни в коем случае не имеются в виду все предприятия, занимающиеся их изготовлением, но вариант такого применения сбрасывать со счетов нельзя.

Сегодня часто пишут о том, что пришло время собирать камни, но, к сожалению, достаточно часто находятся те, кто имеет абсолютно иное мнение по этому поводу. Остановить их можно только в одном случае – если каждый из нас не пройдет равнодушно мимо.

Жанна ЧАЙКИНА

Комментировать 9