Оштрафовать беззащитного – не подвиг 39

- Попалась, бабушка, теперь плати штраф! Не надо было самовольничать. - Так я же сама эти деревья сажала! - Хорошо, что сажала и ухаживала за ними. Но это тоже нарушение закона. - Поймите, старая я стала, тяжело стало листья убирать... А в последнее время и опасно стало - того и гляди бревно на крышу завалится... - Значит, можно топором налево-направо махать? Ну, завалилось бы бревно на крышу - тебе бы ущерб возместили, а теперь - ты должна платить.

В газету “Миллион” обратилась пенсионерка Ирина Григорьевна Алесько с просьбой о помощи. Спилила бабушка возле своего дома три липы. Не знала, что обернется ей это большим штрафом. И что нанесет она городу ущерб аж в 1 тысячу 600 латов. Но по порядку. В частном секторе дворников нет. Сами жильцы домов должны – бесплатно! – убирать городскую территорию возле своего дома. Осенью собирать листья, зимой чистить снег. А если не уберут, то их и оштрафовать могут.

Деревья, посаженные самими же горожанами возле своих домов, считаются городской собственностью, т.к. растут на государственной земле. Пилить самовольно их нельзя, но часто так бывает, что за деревьями, кроме тех, кто их сажал, никто не ухаживает. Так, на улице Атматас работников службы “Лабиекартошана” уже 15 лет никто не видел. Здесь сучья и старые ветки деревьев, которые во время сильного ветра могут обломаться и свалиться кому-нибудь на голову, спиливают сами горожане. Все это видят, все это знают. И работники коммунального хозяйства тоже знают и закрывают на это глаза. Вроде бы, вреда никакого нет, только польза для всех. Правда, не по закону поступают жители города – ни пилить, ни сажать деревья без разрешения самоуправления на городской земле нельзя. А с адресом Атматас, 11 вышел отдельный случай. Спилила бабушка липы, а шум подняли, как будто вырубила целый гектар леса. Про вырубку лесов можно отдельную статью написать: если каждое вырубленное дерево стоит приблизительно 300-400 латов, то какой же бесценный у нас лес? И рубят же, разрешают, аж щепки по сторонам летят. А в данном случае спилено всего три липы.

Но по порядку. В канун новогодних праздников пришел к старушке участковый и сказал, что нарушила она закон, что теперь ей грозит статья и что если не ее саму, то исполнителей – ее “подельников” – ждет либо тюрьма, либо штраф. Вот так подарок на Новый год бабушке! Так что самое лучшее – честное признание, кто и зачем спилил деревья. На что бабушка честно рассказала: “Осенью в октябре-ноябре у меня всегда очень много работы. В огороде надо собрать урожай. Двор и огород привести в порядок. Собрать весь старый мусор, листья, траву, все сжечь. А на улице от больших старых лип тоже всегда много листьев. Убирать приходится каждый Божий день. Сгребать в кучу, потом сжигать. Подпиливали мы деревья каждые три года, чтобы не росли они очень большие, не затеняли двор, большие ветки не вредили крыше дома. И жалоб никогда не было. А сейчас я уже старая, тяжело мне каждую осень каждый день ходить с граблями и лопатой и убирать листья. И липы постарели. Одна расщепилась пополам, глядишь – упадет на дом. Я и решила спилить липы. Ведь по всему городу пилят, оппиливают до лысого пня. Зимой дерево уродливое стоит, а к весне вырастает пышная, красивая крона. Я попросила сына соседа. Да и во дворе светлее станет. Деревья поднимутся к лету”.

Оказалось, сын с соседом спилили деревья чуть ниже допустимой нормы. Зато участковый выяснил – кого надо наказывать. Потянулась волокита дознания и разбирательства. Приезжали к бабке на Атматас несколько раз комиссии с представителями лесничества, коммунального хозяйства, полицейского управления, измеряли липы, вернее, то, что от них осталось, в длину и ширину. Написали акты и вынесли свой вердикт: “Виноваты. Штрафовать в пятикратном размере за каждую липу”. У признанных виновными людей появилось очень много “почему”, на которые никто из членов комиссии не смог дать ответ:

- Почему штраф в пятикратном размере? (Думается, для того, чтобы денег хватило – и для лесничества, и для коммунального хозяйства, и для самоуправления).

- Почему раньше, когда сажали деревья, ухаживали за ними, никто никого не штрафовал?

- Почему не учли чистосердечное признание старой женщины и то, что люди действовали из благих побуждений?

На все эти “почему” и журналист “Миллиона” попытался найти ответ у главного лесничего города Александра Кампана и у заместителя руководителя коммунального отдела городской думы Василия Кузьмина, на что услышал такой ответ: “А мы теперь и не знаем, как помочь вашей бабушке. Если только самоуправление просить о ходатайстве дать указание пересмотреть дело пенсионерки Алесько”. Ирина Григорьевна написала письмо исполнительному директору думы и сейчас ждет ответа. Но хочется спросить у господ обвинителей – почему вы только сейчас подумали о том, что старой женщине можно было как-то помочь?

Ирена ЦИМБАЛЕ

Хочу высказать свое мнение по поводу ситуации, о которой слышал недавно, когда пожилой женщине угрожают уголовной ответственностью за “неправильную” обрезку деревьев. Деревья подстригают постоянно, и они после этого остаются живыми. А законы пишут люди, которые хотят сорвать побольше денег для себя. Те, кто воруют тысячами латов, в тюрьме не сидят. А тут за дерево грозят большим наказанием, чем за убийство человека или издевательство над ним.

“Специалисты” по обрезке деревьев порой не могут отличить дуб от тополя. Вот и в нашем городе понаделали “пальм”: голый длинный ствол и наверху чубчик. И в то же время не обращают внимания на высокие деревья возле домов, засоряющие крышу и водопроводные трубы листьями. За услуги по обработке одного дерева требуют больше, чем пенсия у простого человека. В парке над скамейками деревья-“пальмы” собирают сотни птиц, которые гадят людям на голову. А городские клумбы стали оформлять только с июня. Сколько леса выпилили возле Общества слепых, чтобы продолжить кладбище! А ведь это – легкие города. Вот сколько проблем, и не надуманных, а реальных. Сочувствую старой тетушке. Над такими беззащитными людьми чиновники издеваются, как хотят. А если человек с деньгами захочет спилить дерево, он его спилит, и защитники природы будут молчать.

Степан, пенсионер.

Комментировать 39