Кандидат на наш карман 23

(истории о лузерах) Создание рабочих мест – процесс не такой простой, как считают многие. Эффективными могут быть только рабочие места на производстве. При этом производство должно быть, как минимум, рациональным, чтобы продукция была востребована в Латвии, Европе, мире (что во все времена, особенно в кризис весьма сложно и требует огромных вложений только в исследование рынка, не говоря уже об оборудовании помещений и приобретение оборудования), и эффективным, то есть надо производить продукт дешевле, чем в Китае, чтобы не разделить судьбу "ДауЭРа", "Ребира" и т.д. Для тех, кто хоть немного умеет считать, понятно, почему в Даугавпилсе частный бизнес не торопиться открывать новые производства.

Но есть люди, которые накануне выборов кричат на каждом углу, что лучше для Даугавпилсской думы тратить деньги из городского бюджета на создание фабрик и заводов, то есть за счет налогоплательщиков создавать рабочие места. Кажется, что может быть проще: взял средства из казны города, и вот уже горожане дружно зашагали на работу, производя неизвестно что и неизвестно зачем. Так сказать, работа ради работы. А ведь создать одно рабочее место по нынешним меркам стоит недёшево. Самый свежий пример – проект по строительству нефтеперерабатывающего завода в Лауцесской волости, который предусматривает инвестиции в размере 2 млрд. евро (1 млрд. 400 млн. латов), в результате чего работу на заводе получат 600 человек. То есть одно рабочее место обойдется в 2,3 миллиона латов!

А вот другой пример. В бытность Р. Эйгима председателем думы, а Алексея Провиденко – исполнительным директором построили асфальтобетонный заводик (АБЗ) за 3,5 миллиона латов. Львиная доля этих инвестиций была взята в кредит, хотя сегодня эти господа считают, что кредиты на развитие города брать ни в коем случае нельзя. Часть денег отобрали у ПЖКХ. Сколько домов осталось, например, без косметического ремонта в подъездах, других текущих работ – история умалчивает. Как видим, строительство асфальтового завода велось именно за счёт самоуправления. И в качестве оборотных средств для этого заводика использовались деньги жильцов, заплаченные за коммунальные услуги. Но хороших дорог в городе не прибавилось…

Если о том, что дума должна тратить деньги налогоплательщиков на создание рабочих мест, говорят простые горожане, к бизнесу отношения не имеющие, – это можно понять. Но когда об этом с пеной у рта доказывают представители так называемой оппозиции, записавшие себя в “крутые бизнесмены”, складывается впечатление, что их компетентность ниже плинтуса, либо они сознательно мутят воду. “Предприниматели” Р. Эйгим, А. Провиденко и М. Трусковский только болтать мастера о новых рабочих местах, ничего конкретного в этом плане они не сделали даже на своих фирмах. Например, Р. Эйгим зарплату получает только в городской думе как депутат и живет на 102 лата в месяц – об этом записано в декларации о доходах за 2008 год. А где же все его “бизнесы”? Почему они его не кормят?

Оказывается, на бумаге у Р. Эйгима имеется несколько фирм. Одна из них – “Паровой молот”. Только вот официальную зарплату он там не получает. Суммарные убытки этой фирмы за несколько лет уже приблизились к одному 1 000 000 евро. И другие “бизнесы”, суда по декларации о доходах, Р. Эйгиму дивидендов не приносят. Более того, он в долгах, как в шелках – около 160 000 латов только за прошлый год . И после этого у него хватает наглости учить всех, как надо работать? Себя бы себя хотя бы трудоустроил, “бизнесмен”!

Понятно, что долги давят на психику, вызывают раздражение. Понятно, что очень хочется снова забраться в кресло председателя думы, который по закону имеет право подписи, чтобы за счет городского бюджета через разные там схемы поправить собственные дела. Раньше, судя по всему, это удавалось.

При строительстве асфальтобетонного заводика, как выяснилось потом, смета на треть превышала реальные затраты, то есть примерно миллион латов пошел на поправку чьих-то “бизнесов”. А помните, как во время закупки тридцати автобусов “Солярис” по 236 000 латов каждый, да без соответствующей процедуры, без контроля Бюро по надзору за закупками тогдашний депутат Илья Подколзин заявил в прессе, что так называемый откат составил десять процентов – около 700 000 латов. Если бы это была неправда, то тогдашний председатель думы Р. Эйгим непременно бы спустил всех собак на своего оппонента и затаскал бы его по судам…

Сегодня Р. Эйгим, от нечего делать ставший радиожурналистом, в своей авторской программе откровенно подтасовывает цифры, чтобы выставить других в невыгодном свете, рассказывает сказки для взрослых о создании рабочих мест, приукрашивает откровенным враньем время своего правления в думе.

Как писал поэт Александр Галич, “рвется к нечистой власти орава речистой швали”. Кстати, ругательное слово “шваль” имеет давнее происхождение. Шел 1812 год… Ранее непобедимая наполеоновская армия, измученная холодами и партизанами, отступала из России. Бравые “завоеватели Европы” превратились в замерзших и голодных оборванцев. Теперь они не требовали, а смиренно просили у русских крестьян чего-нибудь перекусить. Так как крестьяне не всегда могли обеспечить “гуманитарную помощь” бывшим оккупантам, те нередко включали в свой рацион конину, в том числе и павшую. По-французски “лошадь” – cheval (отсюда, кстати, и хорошо известное слово “шевалье” – рыцарь, всадник). Однако русские, не видевшие в поедании лошадей особого рыцарства, окрестили жалких французиков словечком “шваль”, в смысле “отрепье”.

История, как известно, имеет свойство повторяться. Уважаемы избиратели, может, нам скинуться всем миром по десятке с каждого для Р. Эйгима, чтобы он наконец раздал свои долги и больше не считал себя бравым “завоевателем Даугавпилсской думы”?

Я. Нелюдин

Комментировать 23