«МВФ требует от нас революцию!» 9

Экономисты и оппозиционные политики предупреждают: осенью в Латвии сложится драматическая ситуация

Все переговоры наших властей с МВФ, как известно, строго засекречены, заседания правительства, на которых рассматриваются финансовые вопросы, тоже проходят “без посторонних глаз”, то бишь без журналистов. Доктор экономики Александр Гапоненко в субботу на конференции Rīcības partija объяснил причину “закрытости” руководителей страны: “Дело в том, что МВФ фактически требует от нас революции, и, разумеется, власти не хотят об этом открыто говорить. Речь идет о необходимости сократить… 60 тысяч чиновников!”

“Сегодня в Латвии имеется 120 тысяч государственных и муниципальных чиновников, что составляет 12% от всего трудоспособного населения. Возможно, мы такую армию управленцев прокормили бы, если бы производительность труда в Латвии была такой же, как в тех странах ЕС, где примерно столько же чиновников.

Однако у нас производительность труда ровно наполовину меньше, чем у евросоюзовских середнячков. Таким образом, чтобы Латвия не стала банкротом, нам нужно сократить хотя бы 60 тысяч чиновников!" — говорит г–н Гапоненко.

Но вместо того, чтобы начать реальный процесс уменьшения бюрократов, наши власти, по его словам, сократили только уборщиц и штатные места, то есть мертвые души. “Экономить же решили не на чиновниках, а на… младенцах и их родителях! Решение уменьшить мамочкино пособие — это фактически удар по будущему страны. Власти дают понять, что этого будущего у страны нет!”

Сейчас под вопросом не только будущее, но и настоящее Латвии. Как предупредил председатель правления SIA Brīvais vlnis, руководитель Союза рыбопереработчиков Арнолдс Бабрис, осенью в Латвии может сложиться драматическая ситуация. "Уже сегодня, образно говоря, на улице оказались 160 тысяч человек — они в одночасье лишились работы.

С началом второй волны кризиса, которая придется уже на сентябрь–октябрь, число безработных вырастет еще больше! Самое страшное — у власти нет никакого представления, как выходить из кризиса. Они не знают, как зарабатывать деньги для казны и пока смогли предложить лишь варианты “затягивания поясов”.

Уже почти год мы слышим о намерениях правительства начать выдавать через банки кредиты предпринимателям, прежде всего экспортноориентированным, однако воз и ныне там. Банки нам говорят: мы тоже слышали о некой программе правительства, однако денег на эти цели мы еще и в глаза не видели!" — заявил А. Бабрис.

Еще один известный предприниматель, руководитель завода Biolar Юрий Данилко сомневается, что Латвия сможет вернуть взятые у иностранных спонсоров кредиты. "Я спрашиваю у наших власть имущих: а кто будет все эти бешеные деньги отдавать? А правящие мне говорят: “государство”.

Извините, но государство — это мы все! Откуда брать деньги на возврат долгов, если нам не хватает на собственное пропитание?! Извините, но я не хочу быть богатым в стране, где кругом все нищие, где скоро уже полиция не будет приезжать по вызову, где “неотложку” уже без денег не вызвать! Мы не идем ко дну, мы уже на дне!" — эмоционально заявил Ю. Данилко.

Цитата

“Сейм исполняет функции резиновой печати — он просто штампует законы, которые нам присылают из Брюсселя. В месяц ЕС нам направляет на утверждение от 100 до 200 законов!” Нормундс Гростиньш, лидер партии.

Председатель ассоциации торговцев Хенрикс Данусевичс заявил, что даже в кризисный период государство может весьма просто стимулировать экспорт: "Например, мы могли бы в столицах и в крупных городах стран СНГ создавать свои специализированные магазины, где продавались бы наши конфеты, шпроты, косметика, керамика…

Я знаю, что на Украине, в Белоруссии, в Узбекистане нас поддержали бы, и в России — тоже! Несмотря на поведение латвийских власть имущих, к нам в России очень хорошо относятся! В России умеют отличать заявления латвийских политиканов от реальной ситуации!"

В свою очередь, лидер партии Нормундс Гростиньш озвучил несколько идей, которые могло бы взять на вооружение правительство. Во–первых, нужно уменьшить пошлину за регистрацию своего предприятия, во–вторых — фирмы с оборотом менее 36 тысяч латов в год вообще следует освободить от уплаты подоходного налога предприятия.

Он посетовал на то, что все 18 лет независимости нами правили не партии, а экономические группировки, которые работали исключительно в интересах своих хозяев, и их целью было — попасть к власти, чтобы использовать деньги налогоплательщиков и государственное имущество в целях наживы. Профессор, доктор экономики Викторс Диневичс добавил, что алчность политиков — это болезнь не только Латвии, но и ключевых мировых стран. “Фактически алчность — и это признают все мировые экономические гуру — и привела нашу планету к глобальному кризису”.

На конференции ее участники говорили и о неспособности Латвии эффективно защищать свои экономические интересы в Евросоюзе. "Поляки выбивают в Брюсселе миллиарды, а наши политики только, извините, сопли по лицу размазывают и причитают: какие мы несчастные, какие мы бедные.

Наши политики за эти годы добились успеха только в одном: они искусственно разделили латвийцев на латышей и нелатышей, на граждан и неграждан. А в остальных сферах они ничего не сделали, даже не смогли предложить варианты, как эффективно для экономики использовать деньги из евросоюзовских структурных фондов!" — сказал А. Гапоненко.

Все участники конференции признали, что нынешние выборы в самоуправление станут некой репетицией, разминкой перед решающей битвой — за сейм. Именно в октябре следующего года (если дело не дойдет до внеочередных выборов) мы можем ожидать смены политической элиты и появления совершенно новых игроков. “Люди не будут голосовать за тех, кто не глядя поддерживал все евросоюзовские документы, включая Лиссабонский договор. Нам нужен самостоятельный сейм, а не машины для молчаливого голосования за брюссельские указы”, — подытожил Н. Гростиньш.

“Вести Сегодня”, № 103.

Автор: Абик Элкин

Комментировать 9