Даугавпилс бьет рекорды детской смертности 15

CМИ облетела информация о том, что проведенное факультетом медицины Латвийского университета "Исследование о причинах детской смертности" выявило следующее: в Елгавском и Даугавпилсском районах новорожденные умирают в три раза чаще, чем в среднем по Латвии.

Декан факультета медицины ЛУ Ингрида Румба-Розите утверждает: “В зависимости от региона показатель смертности колеблется от нулевого до в три раза превосходящего средний уровень по Латвии. Мне кажется, что этот факт заслуживает внимания”. Еще как заслуживает! Анализ данных за 12 лет доказывает: детская смертность зависит от доступности медицинского ухода, размера ВВП на одного жителя и уровня безработицы. Впервые проблема младенческой смертности рассматривается в каждом из регионов. Шокирует и разница в показателях, и то, что подобное исследование в Латвии за годы независимости проводилось впервые.

Янис Верземниекс, руководитель отдела здравоохранения Елгавской думы, видит причины высокой детской смертности в том, что “в региональном разрезе никто за это не отвечает. К тому же уровень медицинских услуг, доступный в Риге, отличен от регионов. Есть районы, где беременные вообще не посылаются на ультразвуковые исследования. Соответственно уровень смертности в них намного выше”.

“ВОТ ВАМ И БОЛЕЗНИ РЕБЕНКА”

О том, что еще приводит к детской смертности и какие дети у нас умирают, рассказывает руководитель детского отделения Даугавпилсской региональной больницы  Александр Папсуевич:

– Прежде всего давайте определимся, что именно подразумевается под термином “детская смертность”. Это сложное понятие, состоящее из смертности перинатальной (от 28 недель внутриутробного развития до родов, плюс роды и плюс 28 дней после родов) и смертности детей до 1 года жизни. Если ребенок родился до семимесячного срока, то его смерть в статистику не войдет. Имеются 3 группы причин детской смертности. К первой из них относят причины со стороны матери: ее здоровье, которое напрямую зависит от качества наблюдения у гинеколога, своевременной сдачи анализов. В Даугавпилсском районе доступ беременных женщин к врачу существует не повсеместно – чтобы встать на учет к гинекологу сельским жительницам надо преодолеть немалые расстояния. К другим специалистам – большие очереди. При ощутимо возросшей цене на автобусный билет и обнищании населения сокращены транспортные маршруты. Есть местности, где автобус ходит только один раз в день, например, в Индре. В советское время работала комплексная автоматизированная система, которой были охвачены все. Тогда “запущенных” случаев насчитывалось меньше. Существовали графики вызова на осмотр, у терапевтов были обозначены сроки приема. Сегодня основная ответственность на пациенте. Женщины зачастую плохо обследуются, не уделяют внимания своему здоровью. Много хронических заболеваний, а это уже факторы риска. Больная женщина не может нормально выносить ребенка. Хронические заболевания приводят к нарушению внутриутробного развития плода. А если такая мамочка еще и курит, что не редкость, то вот вам и болезни ребенка. В результате внутриутробной гипотрафии рождаются маловесные, незрелые дети. Употребляющие во время беременности алкоголь матери рожают детей со сморщенной кожей, запавшими переносицами и другими врожденными аномалиями развития. Наркомания матери прогнозирует тератогенный эффект, вызывает уродства детей, пороки сердца. Эти мамы дают жизнь неполноценным детям или неполноценную жизнь – как хотите.

Следующий фактор – сам ребенок, его состояние здоровья, наследственость. 50-60% детей из умерших умирает в перинатальном периоде. Причины – родовые травмы, внутриутробные гипоксия, пневмония и др. Одна треть детей при перинатальной смертности имеет врожденные аномалии развития

К детской смертности могут приводить и внешние факторы. Например, бытовое насилие над детьми. Детей бьют сами родители. В этом году зимой была такая черепно-мозговая травма у ребенка до года. Случай сложный. Пострадавшего малыша отправили в Рижскую клинику – врачам удалось его спасти. Хочется обратиться и к мамочкам, которые безответственно оставляют своего малыша одного на пеленальном столе или в коляске. Неужели надо объяснять, что ребенок может упасть и получить опасную травму?

Стоит упомянуть еще об одном настораживающем факте. Взрослое, умное, трудоспособное население продолжает покидать Даугавпилс в поисках уже не только работы, но и жизни за границей. Переезжают целые семьи с полноценными детьми, увозится наше будущее. А знаете, что взамен? Кто у нас сегодня плодится в больших количествах? Отвечу – выпускники детских приютов, спецшкол, среди которых много людей умственно недоразвитых, больных. Таким мамам вообще трудно что-либо объяснить. Но природа берет свое, и они рожают, не заботясь о планировании семьи, как и о том, какой ребенок у них родится. Как правило, это дети с отклонениями или неспособные к жизни, что дает свой процент детской смертности. Педиатрическая ассоциация примерно раз в месяц проводит конференции по обмену опытом. Однако попасть на них наши врачи могут не всегда. Я бываю только на тех, которые проходят в Резекне или в Даугавпилсе. Детское отделение укомплектовано медперсоналом, но лишних людей у нас нет. Ведь существуют круглосуточные дежурства, отпуска… Поэтому в Валмиеру, к примеру, при всем желании не поедешь – заменить некому, – посетовал в заключение доктор.

В ЧЕМ СРАВНЯЛИСЬ С ФРАНЦИЕЙ

Согласно данным исследования Йоркского университета (среди 43 критериев была и смертность новорожденных), Латвия заняла последнее место среди европейских стран по благополучию детей. Значит, наши дети самые неблагополучные?

В Даугавпилсе и Даугавпилсском районе в 2008 году умерли 26 детей (на 1000 родившихся). В Даугавпилсском ЗАГСе в 2008 году зарегистрировано 5 умерших недоношенных, мертворожденных и погибших в процессе родов детей и 7 младенцев до одного года. Значит, всего 12. Делаем вывод, что остальные 14 детских смертей приходятся на Даугавпилсский район. В текущем 2009-м году у нас уже умерли 9 детей до одного года и двое после года.

Ситуация в Латвии негативно отличается даже от соседних Эстонии и Литвы, о чем заявила в интервью руководитель перинатального отделения Клинической больницы им. Страдыня Майра Янсоне: “Чтобы понять, что случилось, следует оценить ситуацию со всех сторон, однако этого не происходит, потому что не хватает качественного анализа. Непонятно, кто будет проводить анализ ситуации и обобщать данные. Многие делают это на месте, например, наше заведение. Однако оценку на государственном уровне не делает никто”, – отметила Янсоне.

Понятно, что урезание финансирования еще больше ухудшит ситуацию с детской смертностью. Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ) опубликовал доклад “Положение детей мира – 2008”. Поразительно, что в режимной Кубе умирает 7 детей из каждой тысячи. А в европейской свободной Латвии, по данным Агентства статистики здоровья и медицинских технологий, в 2008 году только в перинатальном периоде умерли 222 младенца (из родившихся 24 267) или 9,2 на 1000.

Голландский Институт прикладных научных исследований (TNO) на днях привел удивительные результаты исследования детской смертности в 26 европейских государствах – самые высокие в Европе показатели смертности грудных детей наблюдаются во Франции и Латвии! Но каким образом благополучная Франция дошла до жизни, вернее, до смерти такой? Вот, оказывается, по каким показателям латвийцы французов догнали, вот в чем мы сравнялись! Только во Франции умирают, в основном, младенцы родителей, эмигрировавших из третьих стран (бывших колоний), а у нас свои.

Латвийские медики утверждают, что в большинстве случаев в детской смертности виноваты сами роженицы. У рожениц же иная точка зрения – виноваты врачи. Инспекция здоровья Латвии в 2008 году получила 209 жалоб рожениц. Из них признаны обоснованными лишь 9! По словам представителей инспекции, нарушения констатированы при ведении беременности. Роженицам не объясняют результаты анализов и необходимость назначаемых обследований, не рассказывают о лекарствах и их влиянии, о том, как и сколько принимать, о возможностях и последствиях обезболивания родов. Сопроводительные документы о беременности и родах малоинформативны. И если малыш после неудачных родов перевозится из роддома, например, в больницу, то специалисты второго стационара могут что-то пропустить. Для решения проблемы создана специальная комиссия при Минздраве. Ответственные чиновники заявляют, что родовспоможение будет последней статьей, которой может коснуться урезание средств. Но врачи уже относятся с недовериям к такого рода заявлениям. Председатель Ассоциации специалистов по акушерству и гинекологии Даце Резберга предупреждает, что если сокращение финансирования все же произойдет, то это повлечет за собой сокращение персонала. Одному специалисту придется брать на себя ответственность по обслуживанию большего числа рожениц. А это и стресс, и худшее качество.

P.S. На какой вывод наводит тот факт, что с 1 июля семейное пособие (на 1-го ребенка – 8 Ls, на 2-го – 9,60 Ls, на 3-го – 12,40 Ls) будут выплачивать лишь по достижению ребенком возраста одного года? Получит тот, кто доживет?

И еще один штрих к “портрету”: очередное изобретение Минздрава – мастер-план предусматривает концентрацию родовспоможения в больницах с количеством родов не менее 300 в год. А роженицы, не проживающие вблизи таких роддомов, будут рожать по дороге, в машинах? Поэтические строки неизвестного мне автора весьма кстати:

И схваток опять ожидала страна, (Ведь доля ее нелегка!..) Но то, чем беременна нынче она, Нам так и неясно пока!

Жанна ЧАЙКИНА

Комментировать 15