О, майн гот! 6

По Даугавпилсу, равно как по и многим другим постсоветским городам, бродят десятки неформалов. Все – ужасно разные. Одни шеголяют в косухах, другие – в коротких шароварах. Третьи не вылазят из черно-розовых носков. Но даже на этом фоне выделяются готы.

В одежде они выдерживают средневековье-style: разные там корсеты, жабо, кружева. Все строго черного цвета. Волосы окрашиваются в соответствии с одеяниями. Кое-кто подводит глаза и губы угольным карандашом, а лица выбеливает корпспэйнтом. Непривычные старушки при виде их с перепугу осеняют себя крестным знамением. Вообще, непосвященный народ опасается готов. Считают, что это замкнутые и депрессивные ребята, мировоззрение которых сводится к фразе “Скорей бы сдохнуть!”

Трудно быть готом

— Кто-то, видя меня, крестится, кто-то пытается набить морду, – рассказывает гот Локи. – Кем только не называли: и вампиром, и трансвеститом, и сатанистом. На улице несколько раз тормозили гопники. Я в подобных случаях пускаюсь в объяснения: дескать, не маньяк, не упырь, просто стиль у нас такой. Что мне очень близка эстетика средних веков, символистская поэзия, произведения Бодлера и Лавкрафта. Мол, животных в жертву не приношу и детей не похищаю. Они вроде понимают, но все равно могут попытаться избить. Очевидно, некоторые воспринимают наш внешний вид как признак высокомерия. А может, просто считают, что одинокий и грустный человек не сумеет дать сдачи.

В Даугавпилсе, при желании, тоже можно встретить готов: изредка они тусуются на “тарелочке”, в Центре. Макияж – мама не горюй! Парни подводят губы и глаза, носят длинные пальто или плащи. Штаны могут быть кожаные, в обтяжку, или широкие тряпичные – без разницы. Лишь бы черные. Также эти ребята предпочитают кондовые сапоги на “тракторной” платформе, но с нарядными бляхами и застежками. Некоторые девушки-готессы по праздникам сооружают прическу а-ля “взрыв на макаронной фабрике”, носят кокетливые черные шляпки. В будни с укладкой не заморачиваются. Элегантные “ошейники” надевают под любой наряд. Еще готессы выбирают ажурные кофты в обтяжку, поверх них иногда надевают еще и корсеты, гламурные перчатки по локоть носят и летом, и зимой.

– Политики в нас, готах, никакой нет, – рассказывает Локи, – равно, как и религии. Готом может быть христианин, атеист, сатанист, язычник, кришнаит и даже… ситх или джедай – спасибо Лукасу и “Звездным войнам”. Общее мировоззрение отсутствует, а вот мировосприятие и эстетика у нас схожи. Разумеется, я говорю об “идейных” готах, а не о молодых людях, надевающих черное, чтобы поразить воображение Маши или Саши.

Сплошная готика

Готы появились из панк-движения. В конце 70-х панковские группы стали играть более депрессивную, мрачную музыку, ударились в декаданс. Официальной же датой рождения готики как субкультуры стал 1983 год, когда молодежь посмотрела фильм “Голод” с Катрин Денев и Дэвидом Боуи, которые изображали влюбленных вампиров. В начале фильма прозвучала песня группы Bauhaus “Bela Lagos’s Dead” (шуточная композиция про актера Белу Лагоши, который сыграл Дракулу). С тех пор готическое течение распространилось по миру. А журналисты окрестили таких ребят готами, то есть варварами.

При знакомствах готы не любят представляться реальными именами, а придумывают себе разные прозвища. Например, это может быть имя какого-то персонажа из готического фильма (типа “Эдварда Руки-ножницы”, “Трупа невесты” или “Сонной лощины”) или литературного произведения (например, тот же “Дракула”, “Зов Ктулху” и т. д.). Ну а поскольку готы читают одни и те же книги, смотрят одни фильмы, слушают одну музыку, то и имена выбирают соответствующие. Так что, количество Волков, Боромиров и Волан-де-Мортов в их компашках сравнимо с количеством Андреев, Александров и Николаев в обычных тусовках. Тру-готы свысока относятся к неопытным новичкам-малолеткам. Таких презрительно называют “пионерами” и “херками” (с ударением на первый слог) и гонят подальше: мол, успеете еще настрадаться…. Впрочем, иной гот считает позерами даже своих товарищей по гот-тусовке, видя в них просто хорошо замаскированных херок.

Cреди них есть и совсем уж экзотические типы. Рассказывает Локи: — Вот, например, кибер-готы. Это те, которые не хотят быть похожими на людей. Они уверены, что после атомной войны, которая, по их мнению, очень скоро будет, выживут только киборги. Я знавал таких, которые, допустим, хотели бы обрезать свою руку и поставить вместо нее искусственную, механическую. Стремятся обвешивать себя железками – считается, что чем больше у кибер-гота железяк, тем больше шансов на спасение. Впрочем, поскольку таких типажей совсем мало, они предпочитают тусить в интернете, где общаются с себе подобными.

Некоторые готы с удовольствием демонстрируют маленькие ранки на руках. Оказывается, это следы страсти. Готическая субкультура имеет некоторую связь с эстетикой вампиризма (отсюда белое лицо и траурные одежды). Каждый гот считает себя немножко Дракулой. Но пьют кровь они не регулярно, а лишь время от времени. Например, когда любовь. Это считается проявлением полного доверия к партнеру.

И вот в этом – все готы. Эпатаж чистой воды. По идее, они идеализируют смерть, относятся к ней, как к фетишу. Но при этом никогда по-настоящему не рискуют своей шкурой (отсюда чисто позерские “попытки” самоубийства, когда вены режутся не поперек, а вдоль). Походы на кладбище – это вроде как выражение презрения к мирской суете. А вообще, реальная жизнь демонстрирует, что “романтики” шляются средь могил, поскольку “так принято”. Прибрели на погост. И чего тут творить? Давай-ка выпьем! Давай! Хоть не так страшно будет. Или давай сексом займемся – в инете читал, что все готы так делают. Так что никакого “особого взгляда на жизнь” тут не было и нет.

— Любой гот любит бродить по кладбищам, – говорит двадцатилетняя готесса Ива. – Там красиво, потому что печально. Почему привлекает смерть? Потому что смерти надо смотреть в лицо, чтоб не бояться. Тогда и жизнь будешь ощущать по-другому, без суеты и спешки. Ведь многие люди делают вид, что смерти не существует, пока работают их предприятия.

Комментирует социолог Андрей Семенов: – Молодежные субкультуры вообще делятся на две категории. Первая – естественные, возникавшие самостоятельно: битники, хиппи, панки.

Вторая категория – искусственно созданные субкультуры. Готы – типичные ее представители. Для них коммерческие структуры придумали идеологию, выпустили атрибуты. Специально для них шьются готические одежда и обувь, создаются клубы. Готы – это дойные коровы, которые несут деньги тем, кто их придумал. И пока бизнесу это направление будет интересно, субкультура будет жить.

В общем, для наших готов субкультура – это лишь способ проведения досуга. И вовсе не образ жизни. Вся суть движения сводится к поддержанию имиджа. На самом деле готы, несмотря на мрачную символику, совершенно не агрессивны и для общества не опасны. Конечно, это и к лучшему – по крайней мере, нет жертв “во имя идеи”. И сами живы, и других не трогают.

Комментировать 6