Как чистят учителей в школах города 616

После публикации статьи "Кадровых сокращений не избежать" от 13 июля 2009 года газета "СейЧас" получила сразу несколько писем от педагогов, вынужденных оставить работу в школе.

Уже известно, что в Риге закрывают 16 школ (10 – к 1 сентября и еще 6 – к 2010 году). Еще 10 школ будут закрыты в регионах. В то же время в нашем городе, как заверил мэр  Рихард Эйгим, ни одна школа закрыта не будет. И здесь можно сказать спасибо предшественникам Эйгима, которые заранее провели небольшую, но эффективную реорганизацию учебных заведений города.

Тем не менее внутри школ сейчас готовятся большие планы по изменению структуры работы. Деньги следуют за учеником, и исходя из того, сколько денег ожидается получить, директора школ пересматривают нагрузки и штатные расписания. В некоторых школах города увольнений педагогов не ожидается в принципе: и директора, и учителя сходятся в том, что лучше меньше работы и за меньшие деньги, но лишь бы она была как таковая. Другие учебные заведения все-таки вынуждены расстаться с отдельными кадрами. Вопрос о том, какие школы будут сокращать педагогический состав (и по какому принципу) мы задали заместителю руководителя Управления образования Инаре Спринджуке.

ПОКА В ОТПУСКЕ, УВОЛИТЬ НЕЛЬЗЯ

Она заметила, что пока точных данных по городским школам – где и сколько учителей уволят – у Управления образования нет. "Сколько учителей будет уволено, мы узнаем в начале сентября. На 5 сентября будет согласовано количество учеников в каждой школе, и тогда будет точно известно, сколько денег школа получит. Исходя из имеющихся финансов и в соответствии с требованиями “Закона о труде”, директора и будут действовать. Пенсионеров-учителей в школах практически не осталось, а потому нельзя говорить, что увольнять будут в первую очередь пенсионеров. Пока, насколько мне известно, никакие сокращения не идут. Дело в том, что часть учителей еще находится в отпуске. А пока человек в отпуске, его нельзя увольнять. Да и в большинстве школ речь идет не о сокращениях, а о снижении нагрузок. Другое дело, что, возможно, некоторые учителя не согласятся работать меньше часов и уволятся сами. Но все-таки, я повторюсь, пока об этом говорить рано. Учителя должны выйти из отпуска, и только к сентябрю мы будем располагать точной информацией", – сказала нашему изданию Инара Спринджука.

Но несмотря на такой ответ, полученный из Управления образования, наша редакция в первый же день выхода прошлого номера “СейЧас” получила сразу несколько электронных писем от учителей, лишившихся любимой работы в школе, даже находясь в законном отпуске. Все обратившиеся в нашу редакцию до недавнего времени работали в Русской средней школе-лицее. "Я больше 12 лет отработала в Русском лицее. Меня вызвали из отпуска и в присутствии 7 завучей (во всех нормальных школах их всего 3) сказали подписать бумагу о прерывании бессрочного договора. На мой вопрос, почему именно меня выбрали, мне сказали, что нет денег. Я просила оставить мне те часы, которые оплачиваются из госбюджета, на что мне было сказано, что я не нужна этой школе, что меня “все завучи выбрали”. Но каковы были критерии, мне так и не объяснили и давили тем, что не выплатят выходное пособие, если я не подпишу… И я смалодушничала, и подписала это так называемое обоюдное согласие. Можно ли отозвать свою подпись?" Вот только одно из писем, полученных нами.

“ТЫ ЗДЕСЬ НИКОМУ НЕ НУЖЕН”

В таком же духе написаны и другие письма (как говорят сами уволенные, всего работы лишились около 20 учителей, в числе которых все кураторы, 2 преподавателя русского языка, 2 – латышского, 3 – английского и 1 историк): "Подтверждаю, что при увольнении учителей из нашего “славного” Русского лицея об этичности и порядочности речь не шла: нагло вызвали из отпуска, заставили подписать уже составленный договор по собственному желанию (давя морально, так как в кабинете, кроме директора, находилось 5 завучей, унижавших и говоривших “Ты здесь никому не нужен!” – и это после 15 лет работы!). И никаких критериев, почему увольняют именно тебя!"

Вот фрагмент другого письма: “Практически у всех уволенных – победы на олимпиадах, конкурсах. Есть руководители проектов. Многие работали со дня создания лицея, а среди оставленных есть те, кто работает 1–2 года. Так как измерить пользу для школы? А ведь учителя были готовы работать и на полставки”.

Или вот еще: “У нас на работе как бы уже давно отрегулирована система по выживанию неугодных людей. Через нее прошел, например, учитель, который судился с Тимошенко, – Свердлов. Еще Саразинская – педагог, которая запустила много иностранных программ не только в лицее, но и в городе. И завуч по внеклассной работе Альбина Богородь, которая отдала лицею более 15 лет… У нас есть люди, которые отказались подписывать эту бумагу, так как в ней не было отражено причин увольнения, и теперь их ожидает нелегкая борьба с руководством”.

Оставшиеся не у дел учителя в отчаянии: "Я буду писать в Ригу, мне нечего терять! Я любила свою работу – давала открытые уроки, участвовала в конференциях. Теперь мне остается только “батрачить” за рубежом…" – такие перспективы видят учителя, ушедшие из школы “по соглашению сторон”. При этом они подчеркивают, что в Русском лицее давно действует система ежемесячных пожертвований, размер которых, как утверждают безработные учителя, с нового учебного года будет удвоен. В других школах таковых нет, или есть, но в куда меньших размерах.

“СЕГОДНЯ ЕЩЕ НИКТО НЕ УВОЛЕН”

С вопросом о том, почему так обошлись с педагогами лицея, которые пребывают в таком отчаянии, что вынуждены обращаться в газету, мы обратились к руководству Русской средней школы-лицея.  Евгений Тимошенко рассказал о причине сокращения 20 ставок – это отмена дотации Русскому лицею от самоуправления. В течение 17 лет школа получала эти деньги, в этом году ждала снижения дотаций, а в итоге Дума приняла решение о невыделении средств вообще. При этом дотации шли не на оплату труда конкретных 20 педагогов, а на дополнительные часы. И все-таки с двумя десятками людей школе придется расстаться, однако это никак не повлияет на качество образования в школе (государственных дотаций хватает на оплату труда всех остальных педагогов).

Евгений Тимошенко подчеркивает, что “сегодня еще никто не уволен”, хоть и не отрицает – данных сокращений ставок не избежать, причем провести их надо до 1 сентября. Иначе пострадают другие педагоги, которые вынуждены будут уходить в отпуск за свой счет. Чтобы не допустить этого и выплатить выходное пособие 20 педагогам, с которыми школа расстается, вопрос решается в ускоренном порядке. Оцениваются в первую очередь профессиональные качества учителей. Но директор Русской средней школы-лицея акцентирует: никто и никогда не будет уволен из лицея незаконно. Отметим, что если человек ставит подпись под документом “по соглашению сторон”, то отозвать ее почти невозможно. Если ты однажды согласился, то придется отвечать за свое решение. Несмотря на отмену городских дотаций, Русская средняя школа-лицей намерена давать своим ученикам столь же хорошее образование, которым учебное заведение славится на всю Латвию на протяжении многих лет. Но, к сожалению, кризис режет по живому, и сокращений педагогов не избежать. Не исключено, что после 1 сентября мы узнаем о вынужденном уходе учителей и из других школ, которым государственное финансирование не позволит содержать тот же штат, что в прежние годы.

Отметим лишь, что наравне с Русским лицеем, дотации от города получали еще две школы: гимназии Centra и Valsts (бывшие 4-я и 1-я школы). Как сообщила нам директор Centra гimnаzija  Надежда Хетмане, из-за отмены городских дотаций школе также придется расстаться с педагогами – в основном из университета. Тем не менее школа также намерена выжить и не опустить свою планку, сохраняя свои лучшие педагогические кадры. Директор Государственной гимназии  Гунта Малниеце отметила, что из-за прекращения дотаций от города ни один педагог в школе работы не лишится, так как ни для одного учителя ставка полностью не оплачивалась из городских денег. Другое дело методисты и сокращения, связанные с общим ухудшением финансовой ситуации.

Как сообщила первая вице-мэр Городской думы  Ливия Янковска, возможно, уже в конце следующей недели станет известно, сколько точно учительских ставок будет финансироваться в городских школах из государственного бюджета.

Ольга ПЕТКЕВИЧ

Комментировать 616