«Прошу, подумайте об онкологических больных!» 12

В письме, которое правящая коалиция Сейма направила в МВФ, говорится о сокращениях госрасходов, которые госмужи обещаются реализовывать в этом и последующих годах. Сокращать неэффективное – это похвально. Но стоит ли сокращать ради сокращения? И чем это обернется для нас после кризиса, когда люди, например, будут нуждаться в специализированной медицинской помощи, а обращаться будет некуда?

Газета “СейЧас” недавно получила письмо от первого главврача Даугавпилсского онкологического диспансера (ныне входящего в состав Daugavas slimnīca) Валентины Дурандиной, у которой, по ее словам, “сердце разрывается от жестокой и нелогичной идеи ликвидации лечебно-диагностического и организационно-методического центра по противораковой борьбе всей Латгалии – Даугавпилсского онкологического диспансера до 1 января 2010 года”.

ЕЖЕГОДНО УМИРАЮТ 600–800 ЖЕНЩИН

Именно Валентина Владимировна в 1965 году открывала этот диспансер, предусмотренный для населения шести районов и трех городов Латгалии. В своем письме она пишет: "Еще в 1949 году на III Ассамблее Всемирной медицинской ассоциации был утвержден первый международный кодекс медицинской этики, гласящий: “врач должен принимать решения исключительно в интересах пациента и ставить во главу угла сострадание к нему и уважение его человеческого достоинства”. Сегодня, к сожалению, не модно стало думать о больном человеке. А надо уметь поставить себя на его место, и тогда легче будет не допускать многих ошибочных жестких решений, таких как, например, ликвидация Даугавпилсского онкологического диспансера.

Учитывая возраст, тяжелое физическое и психологическое состояние онкологических больных, диспансер для них, по указанию министра Вилиса Канепа, был построен в тихом месте, удаленном от движения транспорта и потока людей. Даугавпилсский онкологический диспансер сегодня – это трехэтажное здание, в котором имеется прекрасный стационар на 120 коек и своя поликлиника, где онкологи могут во время приема проконсультировать больных совместно с химиотерапевтом, радиологом, рентгенологом и другими коллегами. Эти больные, ослабленные тяжелой болезнью и не менее тяжелыми методами лечения, могут пройти здесь в тот же день необходимые обследования в имеющихся лабораторно-диагностических кабинетах, не тратя свои последние силы на очереди в городской поликлинике, куда их собираются передать после ликвидации диспансера.

Из только что отремонтированного стационара онкодиспансера на 120 коек при его ликвидации в Даугавпилсскую региональную больницу собираются перевезти только 80 коек, которые хотят расположить на базе старого родильного крыла, то есть ухудшатся условия пребывания онкобольных, а их максимальное количество снизится на 40 человек. И это притом что в оставшемся в Риге Латвийском онкологическом центре имеется двухмесячная очередь на госпитализацию из больных с уже выявленным и подтвержденным диагнозом онкологического заболевания. Ежегодно от рака молочной железы в Латвии умирают 600–800 женщин. Можно ли при такой ситуации думать о ликвидации одного из двух существующих в Латвии онкодиспансеров?

Главный врач ДРБ, вероятно, не имеет опыта работы с онкологическими больными, если он спокойно говорит о том, что эти пациенты будут получать лучевое и химиотерапевтическое лечение амбулаторно. Ведь облучать больных начинают после снятия швов – на 9-10-й день после операции, и в радиологическое отделение на лечебную процедуру многих больных везут на каталках, потому что у них даже нет сил самостоятельно пройти из одного отделения в другое. Да и без операции облучение и химиотерапия – тяжелые процедуры, отнимающие силы у и без того ослабленных онкобольных, и ездить из регионов в Даугавпилс для получения такой помощи амбулаторно, не ложась в больницу, они не смогут.

Прошу, подумайте об этих тяжелых онкологических больных, как о своих близких – ведь никто не застрахован от этого заболевания, и не разрушайте налаженную сложную систему работы высококвалифицированного коллектива Даугавпилсского онкологического диспансера!"

РОЗЕНТАЛЕ ВНУШАЕТ НАДЕЖДУ

В своем послании Валентина Дурандина предлагает и решения по поводу установки новой радиологической пушки в помещениях онкодиспансера. По ее мнению, вполне можно обустроить имеющиеся помещения под эти нужды по примеру больницы имени П. Страдиня. Она также сомневается в верности решения о строительстве онкологического бункера около ДРБ, вблизи рекреационной зоны Стропского озера и в непосредственной близости от самой больницы и других ее пациентов. Насколько это безопасно?

По ее мнению, Даугавпилсский онкодиспансер также ошибочно причислили к малопрофильным медицинским учреждениям. "Диспансер – многопрофильный и имеет онко-хирургическое, онко-гинекологическое, радиологическое, химиотерапевтическое и поликлиническое отделения.

В заключении своего письма Валентина Владимировна вновь вспоминает основоположника Даугавпилсского онкодиспансера: “В. Канеп понимал, что лечение онкологических больных настолько сложное, многогранное и тяжело переносимое больными, что требует специальной подготовки персонала и особого режима работы, поэтому для этих больных необходимо иметь самостоятельные онкологические учреждения с сосредоточением в них всех видов клинического обследования и лечения. Внушает надежду то, что новый министр здравоохранения профессор Байба Розентале, будучи опытным клиницистом и энергичным человеком, отстаивает сегодня интересы больных. Хочется верить, что ей удастся поднять на должную высоту здравоохранение в Латвии. Нельзя ликвидировать такое специализированное медицинское учреждение, как Даугавпилсский организационно-методический онкологический центр Латгалии. Кризис пройдет, а такая сложная и необходимая служба, как онкологическая, будет развалена, и восстановить ее будет очень трудно”.

МИНЗДРАВ ОТ ПЛАНА НЕ ОТСТУПАЕТ

Аргументы Валентины Дурандиной мы передали в Министерство здравоохранения, чтобы узнать, насколько необратим процесс присоединения Daugavas slimnīca к ДРБ и подумали ли сегодняшние чиновники об онкобольных Латгалии так же хорошо, как в свое время это делал министр здравоохранения Вилис Канеп.

Заместитель госсекретаря Минздрава по вопросам осуществления политики Юрис Бундулис напомнил нам, что еще 12 марта 2008 года министерство подписало протокол о намерениях с Даугавпилсской городской думой и Даугавпилсским районным советом (держателями капитала Даугавпилсской региональной больницы) о создании объединения больниц. Объединению подлежат государственная Daugavas slimnī и муниципальная Daugavpils reгionаlа slimnīca. Как считает Ю. Бундулис, “при объединении больниц повысится доступность медицинских услуг и их качество в Даугавпилсе и Латгальском регионе. В рамках объединения двух учреждений будет достигнуто более рациональное использование финансовых средств, а также материальных и человеческих ресурсов в сфере здравоохранения”.

Так что в конце 2008 года собранием госсекретарей было принято решение о передаче долей капитала Daugavas slimnīca самоуправлениям (Даугавпилсской думе и районному совету) с последующим вложением их в капитал ДРБ. Самоуправления эти доли уже приняли и с решением Минздрава согласились, так что, как говорится, процесс пошел. И с учетом того, что вот-вот будет сдано в эксплуатацию вновь построенное радиологическое отделение на территории ДРБ, этот процесс идет довольно стремительно и уже необратим. Кстати, что касается безопасности строительства бункера около больницы и рядом с пляжем, то здесь позиция Минздрава такова: строительство отвечает всем действующим нормативным актам. А что не запрещено, то, как известно, разрешено.

В общем же резолюция Минздрава по данному вопросу такова: “Не можем согласиться с мнением В. Дурандиной о том, что с объединением больниц ухудшится доступность медицинских услуг для пациентов. Как раз наоборот, при объединении больниц местные самоуправления смогут оперативно решать вопросы о наиболее оптимальном местонахождении медицинских услуг в регионе, а также в соответствии с ним организовывать схемы движения общественного транспорта”.

Словом, на сегодняшний момент уже сделано слишком многое из того, что делает неприсоединение Daugavas slimnīca к ДРБ невозможным. Перевод онкодиспансера на базу региональной больницы – это вопрос решенный. И с 1 января 2010 года в Даугавпилсе онкологического стационара как отдельной структурной единицы уже не будет.

О том, насколько оправданным было это решение, соответствующее установкам национального плана реорганизации медицинских учреждений Латвии (так называемого Мастерплана), мы узнаем не раньше, чем минует этот вездесущий кризис, который заставляет наших госмужей сокращать “по живому”.

Полина ОРЛОВА

Комментировать 12